Большой Кремлёвский дворец - символ государственной власти

Большой Кремлёвский дворец
Тот самый, всем известный вид - Большой Кремлёвский дворец

Большой Кремлёвский дворец видели все, даже те, кто думает, что не имеет никакого представления о Москве. Вот то желтоватое здание с зелёной крышей и золотым куполом за Москвой — рекой и Кремлёвской стеной, которое показывают, когда хотят продемонстрировать, что дело происходит в Москве, это и есть Большой Кремлёвский дворец.

Красную площадь обоснованно считают символом всей России, снизу доверху. Большой Кремлёвский дворец (БКД) не менее обоснованно значится символом верховной российской власти. Действительно, на территории нынешнего дворца никогда не было рынка, да и простолюдины попадали (да и, что греха таить, попадают сейчас) исключительно по счастливому стечению обстоятельств.

Сейчас на экскурсию по некоторым залам дворца можно попасть, заблаговременно подав заявку в одну уполномоченных фирм, оплатив всю стоимость (это минимум 4 000 руб.), и дождавшись специального вызова. Ксерокопии паспорта обязательны. Обычно проводятся 1 — 2 экскурсии в месяц для групп из 20 — 25 человек. Нужно быть прилично одетым, не нести с собой ничего опасного (всё равно проходить через две рамки и досмотр) и фотографировать любительской техникой только там, где разрешит специально приставленный к группе сотрудник ФСО. Что интересно — по отзывам посетителей, фотографировать запрещают (или разрешают) в самых разных местах.

БКД находится ближе к юго-западному углу Кремля, рядом с Соборной площадью. На самом деле единым дворцом его называют очень условно — это целый комплекс зданий разного возраста, объединённый гением Константина Тона. Самые старые постройки датируются XIV веком, самые молодые — XIX.

История создания

Схема Московского Кремля
Схема Московского Кремля. Большой Кремлёвский дворец - №9

Возможно, имеет смысл отсчитывать историю БКД как главного здания русской государственности в 1491 года, когда итальянцы закончили сооружение Грановитой палаты — специального каменного здания для самых торжественных случаев. Сейчас Грановитая палата встроена во дворец, как и многие другие строения. Пространство вокруг Грановитой застроили без всякого плана. Одних гражданских зданий было больше 10, да ещё и церкви стояли чуть ли не стена к стене.

Попытки как-то упорядочить это всё, конечно, предпринимались. Но то пожары мешали, то перенос столицы в Петербург, то войны… Самой знаменитой была попытка Василия Баженова. Толком ничего не построивший фанатик французского стиля настолько охмурил Екатерину II, что та позволила ему построить в Кремле огромный дворец, как бы нисходящий к реке. Мало того, императрица разрешила снести немалую часть Кремлёвской стены и несколько башен! Хорошо, что в ходе трудов первого большевика от строительства начали трескаться соборы, и «стройку века» остановили.

Василий Баженов
Василий Иванович Баженов

Приключения юго-западного угла Кремля продолжались до 1837 года, когда из-за сгоревшего Зимнего дворце в Петербурге семья императора Николая I оказалась без крыши над головой. Дворцы-то у венценосного семейства были, а достойного императорского не было. Снова был вызван безотказный архитектор Константин Тон, уже спроектировавший и руководивший строительством Храма Христа Спасителя. Император поставил перед Тоном серьёзнейшую задачу — часть зданий оставить в неприкосновенности и вписать в архитектуру нового дворца, часть снести, а ещё часть перестроить. Впрочем, Николай был и вполне здравым человеком, и разбирался в архитектуре, и, видимо, понимал, что задача архитектору по плечу. Тон не подвёл.

Строительство и архитектура БКД

Схема Большого Кремлёвского Дворца
Схема Большого Кремлёвского Дворца

Первый камень дворца заложили в 1838 году. Строительством формально руководил Лев Боде — он, по крайней мере, был камергером и мог, в случае чего, приструнить не только поставщиков, но и знатных особ. Тону помогала целая бригада архитекторов. Они применяли революционные по тем временам металлоконструкции, цемент и бетон. Металлические стропила помогли создать просторные залы. Для дворца создали инновационный громоотвод, которым служила вся металлическая крыша. Отапливался БКД подвальными печами, гнавшими тёплый воздух по трубам в стенах. Дворец получил и собственные куранты с очень чистым звоном.

Интерьеры

Над роскошнейшими интерьерами БКД трудилась, почти без преувеличения, вся Россия — мастеров подходящей квалификации тогда было немного. Несмотря на иностранные фамилии поставщиков — Дункер, Шмидт, Блехшмидт, и даже Шопен — все они давно были русскими, в Россию приехали ещё их деды и прадеды. А вот эскизы паркетов сделал мастер по имени Фёдор Солнцев, ткани с золотой нитью поставлял Григорий Сапожников, росписи в Грановитой палате выполняла артель мастеров из тогда уже знаменитого Палеха.

Неизвестно, как оценивали тогдашние борцы с коррупцией тот факт, что монопольным поставщиком великолепнейших люстр, самые большие из которых весили по 3 тонны, стал некий Максимилиан Лейхтенбергский. Этот владелец лучшей профильной мастерской, по совместительству был зятем Николая I — принц Максимилиан был женат на великой княгине Марии.

Портрет великой княгини Марии Николаевны и герцога Максимилиана Лейхтенбергского
Портрет великой княгини Марии Николаевны и герцога Максимилиана Лейхтенбергского, Начало 1840-х гг

В общем, все поработали на славу, и на Пасху 1849 года митрополит Московский Филарет освятил Большой Кремлёвский дворец в присутствии императора и массы высокопоставленных особ. Николай был доволен — на участвовавших в строительстве пролился дождь чинов, наград и денег.

Реконструкции

Огромный комплекс, включающий в себя 9 церквей, Теремной дворец, Оружейную и Грановитую палаты, Потешный дворец, Святые сени, новые огромные залы, апартаменты императора и порядка 700 комнат, конечно же, нужно было постоянно ремонтировать и подновлять. В конце XIX века в БКД появилось электричество. То там, то там меняли мебель и интерьеры. Одним из поставщиков дворца был известный мебельный мастер Гамбс, за гарнитуром которого гонялись герои повести И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев». В начале ХХ века во дворце установили электрические лифты.

После того как большевики в 1918 году перенесли столицу в Москву, в БКД поселилась верхушка их правительства. Правда, занять царские апартаменты никто, кроме Льва Троцкого, не пытался, а Троцкого жёстко одёрнул В. И. Ленин (Иудушка не угомонился, и занял целый дворец, но вне Кремля). Наркомы и прочие члены ЦК поселились в комнатах прислуги и фрейлин в Теремном дворце с классическими кухней в одном конце коридора и удобствами в другом.

Хуже было другое — большевики ради получения большого зала заседаний объёдинили Андреевский и Александровский залы, практически уничтожив их отделку. В получившемся огромном зале проходили партийные съезды, сессии Верховного Совета СССР, Съезд народных депутатов РСФСР, принявший Декларацию независимости. Восстановили былое величие лишь в 1994 — 1999 года. Во время Великой Отечественной Войны БКД пострадал, но не так сильно, как другие кремлёвские объекты.

Залы БКД

В плане дворец представляет собой почти правильный квадрат, однако стороны его неравнозначны. Главная сторона выходит на Москву-реку, интересны и примыкающие к ней стороны, и заднюю часть можно считать техническими помещениями. Залы отличаются друг от друга размерами и отделкой, но есть у них и общее — потрясающие паркеты и люстры.

Георгиевский зал

Самый известный и самый большой зал БДК назван в честь ордена Св. Георгия Победоносца. Его ослепительно белые стены украшены золотыми орденскими подвязками и звёздами. На стенах высечены имена более чем 11 000 георгиевских кавалеров и названия 500 георгиевских частей.

Интерьер Георгиевского зала, 2012 г.; Kremlin.ru

И до революции, и после неё в Георгиевском зале проходили торжественные награждения. В 1945 году в этом зале (и двух прилегающих) устроили торжественный приём для участников парада победы СССР над гитлеровской Германией. Сейчас в Георгиевском зале также награждают военных и деятелей науки и культуры.

Андреевский зал

Второй по длине зал БКД окнами выходит на Москву-реку. Раньше зал, разделённый колоннами на три части, был тронным, теперь в нём проходят инаугурации президентов России. На время инаугурации троны скрывают за специальной конструкцией. Отделан Андреевский зал золотом и лазурью, а беломраморные позолоченные колонны создают впечатление большой длины.

Интерьер Андреевского зала, 2012 год Kremlin.ru

Александровский зал

Этот зал расположен между Георгиевским и Андреевским. Розово-красная цветовая гамма отделки соответствует цветам ленты ордена Св. Александра Невского. Зал украшают губернские гербы, четыре камина, огромные канделябры (также производства герцога Лейхтенбергского) и шесть картин, с эпизодами из жизни Александра Невского.

Интерьер Александровского зала, 2012 год; Kremlin.ru

Владимирский зал

Небольшой, но ключевой зал для всего БКД. Из владимирского зала, расположенного в левом крыле дворца, можно кратчайшим путём попасть в любое его помещение. Именно над Владимирским залом расположен венчающий дворец шатровой купол. К нему подвешена большая люстра. Свет дают либо окно в куполе, либо люстра и 4 торшера. Зал не прямоугольный, а восьмигранный, с опоясывающими балконами. В интерьере сочетаются бледно — розовый, белый и светло — зелёный цвета.

Интерьер Владимирского зала, 2012 год; Kremlin.ru
Интерьер Владимирского зала, 2012 год; Kremlin.ru