Московский Кремль

Вид на Кремль

Московский Кремль — не просто исторический центр столицы, пожалуй, это главный символ страны, узнаваемый во всём мире и сохранивший историческое, культурное и политическое влияние. Древняя крепость прошла через века и стала больше чем памятником. Давайте совершим путешествие в это дышащий историей старый город.

Суздальский форпост

Москва не всегда была столицей. В начале XII веке это был один из форпостов могучего Суздальского княжества. Его–то Юрий Долгорукий и решил превратить в неприступную крепость, начав работы в 1156 году. Укрепление уместилось между Боровицкой, Троицкой и Тайницкой башнями. Смотровые точки соединили деревянной стеной.

Кремленаград-первый план постройки Московского Кремля, конец XVI — начало XVII веков
Кремленаград-первый план постройки Московского Кремля, конец XVI — начало XVII веков

Защищённую территорию называли городом, а поселения за укреплением — посадом. В случае опасности окрестные жители находили убежище за стенами крепости всего на 9 гектарах. Позже внешние улочки обросли торговцами и ремёсленниками, превратились в центр деловой жизни тех времён, получив название Китай–города. Этим названием именовали не китайцев, а торговлю и всё чужеземное. Сама же крепость стала называться Старым городом.

И на этом строительство не закончилось — форпост разросся радиально–кольцевым солнцем до Белого города. В 1331 году, когда эта часть была закончена, крепость назвали Кремлём.

Это слово берёт начало от двух терминов «кремн» и «кремнос» (возвышенность над берегом), и здесь прослеживаются греческие корни. Кремль возведён на Боровицком холме, возвышаясь над берегом у слияния Москвы–реки и Неглинной. Вероятно, определение прибыло к месту строительства вместе с греческим митрополитом Феогностом в конце 20–х годов XIV века.

Как прирастал Кремль

Итальянский архитектор Аристотель Фьораванти
Итальянский архитектор Аристотель Фьораванти

С ростом посадов росла и крепость. Нужно помнить, что с 1240–х Русь была под татаро–монгольским игом, при этом русские князья, исправно выплачивая дань, умудрялись строить и расширять укрепления. Иван Калита, занимавшийся сбором и передачей дани, в 1339 году затеял строительство новых стен Кремля. Обшив изнутри деревянную стену камнем, он не уберёг её от пожара — в 1367 году сооружение сгорело. Дмитрий Донской отстроил белокаменное укрепление. В его время протяжённость составляла уже 2 километра (нынешняя стена тянется на 2200 метров).

В 1385 году Кремль вновь перестроили. На этот раз за дело взялся Иван III, поэтому к постройке подошли не просто как к военному укреплению, а как к архитектурному проекту. Для работы пригласили итальянских ассов фортификации во главе с легендарным Аристотелем Фьораванти. Знаменитый профиль стены — это творение архитекторов эпохи Высокого Возрождения.

Святой город

Схема Кремля в XVII веке, Сергей Бартенев, 1910
Схема Кремля в XVII веке, Сергей Бартенев, 1910
Московский Кремль
1890-1901 гг. Фото с Pastvu

Идея возрождения Святого города была с блеском воплощена в жизнь. Легендарный Царьград закладывался с трёх углов, расширяясь на три стороны протяжённостью по семь вёрст. Итальянцы пошли от Успенского собора, закладывая по семь башен, считая вместе с угловыми, с каждой стороны. Таким мы видим великое творение и сегодня.

Итальянский фортификационный десант отстроил не только стены. Фьораванти возвёл заново рухнувший Успенский собор и создал тайное подземное хранилище, находящееся внутри Кремля. Поговаривают, что в нём размещалось самое главное сокровище — библиотека Ивана Грозного.

После завершения строительства стены укрепления не пали ни в одной битве.

Неприступная крепость

Иоанн Васильевич превратил укрепление стен в дело всей своей жизни. Сначала он очистил от торговцев и ремесленного люда южную сторону укрепления, выходящую на реку. Здесь кипела жизнь, причаливали купеческие суда, прибывавшие в город речным путём, но было принято решение освободить берег. С тех пор с юга ничего кроме земляных валов не возводилось. С северо–востока прорыли канал, соединивший Неглинную и Москву–реку. Водная преграда сделала Кремль неприступным.

Периметр крепости в форме треугольника охватывает 28 гектаров. Снаружи стены выкрашены в красный, внутри белокаменные (в постройке использован материал, оставшийся от разрушенных стен времён Дмитрия Донского).

Что ни зубец, то стрелец!

Средневековая Москва
А. М. Васнецов. «Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке». 1916 год

Издалека элегантный профиль стены не производит такого захватывающего дух впечатления, как вблизи. Высота барьера составляет от 5 до 19 метров, достигая размеров дома в шесть этажей. По всему периметру проложен ход двухметровой ширины для лучников и обороняющихся, но с внешней стороны его не видно — дорожка скрыта за характерными зубцами–мерлонами. Всего таких «ласточкиных хвостов» 1045, и это типичный элемент фортификационной архитектуры итальянских княжеств того времени.

Если стоять у подножия сооружения, зубцы кажутся оригинальным украшением, но впечатление обманчиво. Высота каждого 2,5 метра при толщине до 70 сантиметров. Один мерлон собран из 600 кирпичей по полпуда каждый, в большинстве сделаны бойницы. Прицельную стрельбу вели сквозь щели, закрывая площадь главного проёма щитом.

Что скрывается за стенами Кремля

Кремль скрывает не только таинственные истории о подземных ходах и тайных сокровищах, но и вполне реальные объекты, каждый из которых заслуживает отдельной статьи. Мы расскажем о нескольких.

Успенский собор​

Средневековая Москва
Успенский собор Московского Кремля, XIX век

Знаменитый Успенский собор, вокруг которого строил известный нам Кремль Фьораванти, — также творение рук этого выдающегося архитектора. Именно его призвал Иван III, когда практически готовая церковь рухнула. Дельный совет самодержцу дала супруга Софья Палеолог.

Мастера говорили, что камень был не прочен, а известь не клеевита, но за постройку не брались. За шедевр русского зодчества взялся итальянский архитектор, до этого момента даже представления не имевший ни о православной архитектуре, ни о специфической крестово–купольной системе. Поговаривали, что перед работой он изучал образцы во Владимире. Всего через 4 года с момента закладки в 1479 году первого камня собор освятили.

Успенский Собор

Внешне он ничем не отличается от русского храма, но внутри это типичный итальянец с круглыми столпами, разделяющими пространство на 12 квадратов. В нём Иван III публично разорвал ханскую грамоту, закончив ордынское иго, здесь венчали на царство, проводили коронацию первой императрицы Екатерины I, крестили и отлучали от церкви (одним из отлучённых был Лев Толстой).

Оружейная палата

Оружейная палата Московского Кремля

Оружейная палата — сокровищница Кремля, в которой собраны реликвии со всего мира. Первые упоминания об «Оружейном приказе» датируют 1547 годом. Тогда в Казённом дворе между Архангельским и Благовещенским соборами хранилось царское оружие и располагались мастерские. Здесь же размещалась большая казна, экипажи и сбруя. Много позже, в XVII веке, хранилище стало центром русского искусства. Сюда перевели лучших оружейников и ювелиров, гравёров, столяров и иконописцев.

Старое здание Оружейной палаты, построенное по проекту Ивана Еготова, 1845 год
Старое здание Оружейной палаты, построенное по проекту Ивана Еготова, 1845 год

Палата переживала нелёгкие времена от пожара в 1737 году до вторжения Наполеона в 1812–м, но сокровища удалось сохранить. Сегодня экспонаты занимают 9 залов, открытых для публики.

Царь-пушка

Царь-пушка

Артиллерийское орудие, отлитое в 1586 году мастером Андреем Чоховым, поражает своими размерами. Перевозить исполина могла специальная подвода, запряжённая 200–ми лошадей. Пушку перемещали несколько раз, в последний установили на Ивановской площади после того, как закончили строить Кремлёвский дворец съездов.

Царь-пушка

Чудо–техника не создавалась для обороны Кремля — орудием невозможно управлять. Габариты и особенности конструкции (по мнению оружейников, это бомбарда) говорят о том, что оно предназначено разрушать мощные стены. Царь–пушка никогда не стреляла, и историки сходятся во мнении, что бронзового колосса отлили для устрашения.

Царь–колокол

Царь-колокол

У этой реликвии тоже сложная история. Отливку поручили мастеру Ивану Моторину после того, как французский королевский механик Жермень отказался от заказа. В создании рельефного орнаментального украшения приняли участие петербургские резчики. Два года готовили формы, отливка началась только в 1734 году. После обнаружения утечки плавку остановили. На этом проблемы не закончились: начавшийся пожар уничтожил деревянные конструкции, а в августе 1735–м умер мастер.

Дело продолжил его сын, закончив отливку к ноябрю 1735–го. Колокол не вынимали из формы по непонятным причинам до 1737 года, когда он попал в эпицентр страшного Троицкого пожара. Во время тушения потоки воды привели к растрескиванию металла — в результате от колокола откололся кусок весом в 11,5 тонн.

Царь-колокол

Доставали царь–колокол из ямы буквально по–царски — 100 лет, пока в 1836 году не поручили работу французскому архитектору Огюсту Монферрану, построившему Исаакиевский собор в Петербурге. Сегодня образчик литейного искусства поднят на постамент из песчаника, где его может осмотреть любой желающий.

Колокольня Ивана Великого

Колокольня Ивана Великого

Официальное строительство началось в 1505 году, но история отсылает нас в 1329–й, когда на этом самом месте заложили церковь с рабочим названием «под колокол». Сооружение простояло аккурат до 1505 года, когда из Италии был приглашён архитектор Бон Фрязин, чтобы отстроить новый храм. К 1508–му году итальянец сумел поразить москвичей, возведя невиданный доселе небоскрёб в 81 метр.

Чуть отойдём от архитектуры и обратимся к поговорке «во всю Ивановскую». Она родилась в результате расширения постройки при Иване Грозном, когда с восточной стороны храма на Ивановской площади отстроили дополнительный ярус.

Советское время

Кремлевская звезда

В 1918–м году Кремль снова становится центром политической жизни. В ближайшие два года проводится реставрация башен и стен, в конце 20–х годов XX века сносят деревянные внутренние постройки. В 1932–м на месте разрушенных церквей выросла военная школа. Некоторые постройки переделывали под новые нужды, например, под жильё. В 20–х годах XX века в Кремле было прописано 2100 человек.

В 1935–м имперские орлы, венчавшие кремлёвские башни, были заменены на звёзды, инкрустированные уральскими самоцветами. В 1937–м их заменили на рубиновое стекло.

Во время Великой Отечественной войны Кремль замаскировали. К делу подошли ответственно, возложив задачу на академика Бориса Иофана. Были возведены макеты жилых зданий, насыпаны песчаные дороги, изображавшие новые шоссе, полностью «стёрт» храм Покрова Богородицы. Инженерам и рабочим удалось даже изменить очертания Москвы–реки, чтобы сбить с толку немецких ассов. В итоге за весь 1941 год было всего 5 налётов, за 42–й — 3, и больше центр не бомбили. И всё же попадания случились. Одна из бомб пробила свод Георгиевского зала и даже пол, но не взорвалась, сохранив памятник архитектуры.

История Кремля полна тайн. Это удивительное сооружение, которое, превратившись в памятник, продолжило оставаться живым и значимым. Как объёмная и интересная книга страница за страницей, оно раскрывает свои секреты. Можно ли приобщиться к ним за одну экскурсию? Пожалуй, нет. Но стоит ли отказываться от такого путешествия? Ни в коем случае! Московский Кремль вот уже 8 веков ждёт, когда раскроют его секреты.

Сайт музеев Московского Кремля — https://www.kreml.ru/.

Отзывы посетителей

Видео про Московский Кремль

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x