Доходный дом Трындиных: фабрика и престижное жильё
В длинном здании на Большой Лубянке когда-то работала лучшая в России фабрика, производившая точные приборы и оборудование. Тут же находились элитные квартиры.
Неподалёку от Сретенского монастыря, по левой стороне улицы Большая Лубянка стоит дом с номером 13. Он особо не отличается от других зданий в стиле модерн, которых полно в этом районе Москвы. Разве что трудно сообразить, сколько в нём на самом деле этажей, настолько непонятна геометрия фасада. В окружающих зданиях всё отчётливо видно: вот первый этаж с магазинами да ресторанами, сверху несколько жилых, с отдаваемыми в аренду квартирами. В 13-м же доме высота окон местами достигает двух этажей. Знакомимся: дом Трындиных, к концу ХХ века фактически единственное здание в центре Москвы, в котором работала фабрика. Правда, фабрика эта была не из тех, которые коптят небо и шумят на три квартала вокруг. Фабрика Трындиных выпускала, как сейчас сказали бы, оптику и продукцию точного машиностроения.
Трындины занимались не только производством. На Лубянке они постепенно прибрали к рукам целый квартал. О нём говорят, как о «Доме Трындиных» в широком смысле слова. Вообще же только в Москве у этой старообрядческой семьи было более 150 объектов недвижимости. Но мы будем говорить только о доме №13 по Большой Лубянке.
Семейное дело Трындиных
Родоначальником династии Трындиных-капиталистов был Сергей Трындин. Примерно в конце XVIII века этот старообрядец прибыл в Москву и поступил на обучение в кабинет физики Московского университета. Трындин преуспел в оптике и уже в 1785 году открыл собственную мастерскую на Лубянке. Огромный бизнес начинался с изготовления и ремонта очков и увеличительных стёкол. Университетский кабинет физики был хорошей школой, а Трындин-старший хорошим учеником. Постепенно мастерская превратилась в маленькую фабрику, а в 1809 году открылся первый магазин.
Сыновья Сергея Трындина значительно расширили дело, хотя позже и разделили фирму. Они начали производить точные математические и физические приборы и инструменты. Трындины стали поставщиками двора, успешно участвовали в промышленных выставках.
Третье поколение Трындиных, Сергей и Пётр Егоровичи, пошли ещё дальше. Они, во-первых, перевели производство на поточные рельсы с разделением труда и использованием пара, а во-вторых, добавили в ассортимент продукции медицинские приборы и инструменты. К 1890-м годам каталог фирмы «Е. С. Трындина Сыновья» представлял собой книжку, в которой для поставок «со склада и под заказ» предлагались сотни видов продукции. Фирма успешно развивалась и далее, даже в годы Первой мировой войны. Конец её существованию положили известные события 1917 года.
Здание на Лубянке
Трындины начали покупать разрозненные постройки, находившиеся на месте нынешнего здания, ещё в 1858 году. Через шесть лет им удаётся аккумулировать все участки, и архитектор Август Вебер возводит для фирмы первое трёхэтажное здание с производственными помещениями, складами и жилыми квартирами. Прототип нынешнего Дома Трындиных был построен после пожара 1884 года: полуподвал и первый этаж для фабрики, второй и третий — для престижных частных квартир. Недвижимость окупалась даже только за счёт квартир. Когда в 1900 году фирма обратилась в банк за кредитом в 50 000 рублей, чистый годовой доход от здания на Лубянке составил 20 500 рублей.
К 1904 году здание приобрело свой нынешний вид. Непонятное число этажей связано с тем, что собственно традиционный жилой дом с фирменным магазином на первом этаже был трёхэтажным. Сейчас это правая часть здания, над ней позже надстроили ещё этаж. Средняя часть дома, которую венчала обсерватория с подвижной жестяной крышей, снаружи выглядела четырёхэтажной, а внутри имела пять этажей. Слева было пристроено четырёхэтажное жилое здание, на фасад выходит только узкая его часть.
Условия жизни и работы
Жилые квартиры в доме Трындиных были спланированы и оборудованы по последнему слову тогдашнего жилого строительства. Несмотря на высокую арендную плату, квартиры были очень популярны. В них жили и работали выдающийся психиатр Сергей Корсаков, актриса Александра Щепкина, хирург профессор Василий Кузьмин. Помещения на втором этаже жилого корпуса снимали стоматолог, курсы бухгалтеров, кредитное общество и редакция журнала «Холодильное дело».
Трындины, однако, не ограничивались удобствами для жильцов. Заботились они и о рабочих на фабрике. Именно этой заботой объясняются огромные окна — тогдашнее электрическое освещение было не лучшим, и больше полагались на дневной свет. Цеха были просторными, с паровым отоплением. Рабочие получали 30 — 200 рублей в месяц, существовали программы выплат за выслугу лет и пенсии по утрате трудоспособности. 12-часовый рабочий день включал в себя 1,5 часа обеденного перерыва.
Где находится
Может быть интересно
Особняк Якова Шлосберга на Поварской улице
Дом, перестроенный инженером Зелинсоном для купца Шлосберга, выделяется даже на Поварской улице, где нет недостатка ни в богатых, ни в красивых зданиях.
Высотка на Котельнической: дебют сталинских небоскрёбов
История сталинской высотки на Котельнической набережной: проектирование, строительство, заключённые, жильцы и мировой рекорд высоты среди жилых зданий.
Самые «сказочные» дома старой Москвы
Здания в стилях классицизма или рококо, есть в сотнях городов. Но только в русских городах, включая Москву, сохранились дома, будто сошедшие со страниц сказок.
Дом атомщиков на Большой Тульской
Дом атомщиков на Большой Тульской. История возведения, особенности и странности архитектурного стиля. Во сколько обойдется покупка двухуровневой квартиры.
Палаты Мазепы: московское барокко в Колпачном переулке
Одно из старейших нерелигиозных зданий российской столицы, памятник московского барокко, Палаты Мазепы, давно нуждается в реконструкции и перепрофилировании.
Главное здание МГУ — шедевр на Воробьёвых горах
Кто «выбил» сталинскую высотку для МГУ, почему она стоит именно на нынешнем месте и что интересного есть внутри Главного здания университета.