Городская усадьба на Старой Басманной, 19
На Старой Басманной стоит красивый дом, из-за узости фасада похожий на пенал Рядом — здание, являющееся второй частью памятника, украшенное 29 львиными головами.
Если бы Старая Басманная улица дожила до наших дней в том виде, в котором она существовала в начале XIX века, её можно было бы смело огораживать и превращать в музей. Дорога в Преображенское (она проходила как раз по Старой Басманной),близость Немецкой слободы и Лефортова привели к тому, что улица между Садовым кольцом и площадью Разгуляй стала чрезвычайно привлекательной для знати и богачей. Тут стояли дворцы князей Голицыных, Гагариных и Куракиных, соревновавшиеся в роскоши. Победил «бриллиантовый князь» Андрей Куракин. Друг детства Павла I, бывший канцлером и вообще вторым человеком в империи, попав в опалу, построил дворец, затмивший всех соседей.
Увы, в пожаре 1812 года Басманная сильно пострадала, да и князья и графы постепенно стали мельчать. Дворцы-то, по большей части уцелели, но содержание становилось слишком дорогим. Улицу стали застраивать домами попроще, а в ХХ веке многие уцелевшие старинные здания попросту снесли для современной застройки. Однако и в наши дни на Старой Басманной есть здания, на которые стоит обратить внимание как с точки зрения архитектуры, так и из-за их истории.
Одно из таких зданий – городская усадьба с флигелем, находящая по адресу улица Старая Басманная, дом №19, строение 16. Красное здание с белыми колоннами и украшениями выходит на Старую Басманную только узким 10-метровым торцом в три окна. Основная часть здания длиной 23 метра уходит вглубь двора – при перепланировке улицы участки раздавали так, чтобы фасады домов создавали сплошную непрерывную линию.
Двумя соседними участками в начале XVIII века владели аптекарь Прокофий Серебряков и купец Василий Прохоров. Здания стояли почти стена к стене, и после нескольких безуспешных попыток участки объединил в 1748 году купец Андрей Пантелеев. Тогда владение состояло из каменного жилого дома (нынешнее красное здание), нескольких деревянных построек на месте нынешнего жёлтого «флигеля» и сада, разбитого за домом.
Примерно та же планировка показана и на первом плане Москвы, составленном после пожара 1812 года. В 1816 году у купца Ивана Лаушкина имелись одноэтажный каменный дом с подвалом, две деревянные постройки рядом и сад с беседкой в глубине двора. Через 40 лет, когда дом купил очередной купец Франц Вебер, всё осталось по-прежнему.
А вот после того, как Вебер в 1863 году продал владение подданному Пруссии Карлу Гекману, начались масштабные перемены. Дом превратился в контору фабрики «К. Гекман», производившей медно-котельную продукцию. Сад, как и писал классик, исчез, во дворе развернулось производство: кузницы, мастерские, склады заняли всё пространство. После этого, несмотря на смену владельцев завода (Карла Гекмана сменили Гекманы с другими именами), рост продолжился, теперь уже в высоту. В частности, над главным домом по проекту архитектора Германа Генриха фон Ниссена надстроили второй этаж. Рядом поставили каменную стену, ворота и сторожку, их спроектировал Виктор Коссов.
Дальше всё выглядит не очень хорошо. Источники сообщают, что соседи внезапно озаботились пожароопасностью предприятия Гекманов, пожаловались властям и завод тут же был закрыт. Ровно в тот момент, когда всё было построено и перестроено для ритмичной работы. Участок и строения, потерявшие для Гекманов всякую ценность, приобрёл Юлий фон Гук, который тут же развернул на площадях завода производство железобетонных конструкций и металлических стройматериалов. Дело пошло столь успешно, что фон Гук перенёс производство в другое место, а проживал на Старой Басманной.
В 1899 году хозяин дома вновь поменялся — им стал очень богатый купец, торговец «кондитерским и колониальным товаром» Тимофей Кудрявцев. Купец и построил в 1902 году жёлтое двухэтажное здание. Его сын, Фёдор Тимофеевич, до самой революции 1917 года сдавал дом в аренду женской гимназии Елены Гронковской.
После революции здание и переделывали под жильё, и занимали под различные конторы. Например, несколько лет на Старой Басманной размешалось московское отделение Госбанка.
Сейчас считается в ансамбль на Старой Басманной, 19 входят главный дом оформление эклектичного фасада которого завершилось в 1876 году, флигель в стиле модерн постройки 1902 года и соединяющая два здания каменная ограда. Посмотреть на здания, занятые государственными организациями, можно только снаружи, совершив километровую прогулку от станции метро «Красные ворота».
Где находится
Может быть интересно
Усадьба Середниково
Усадьба Середниково – интересный образчик русской усадебной архитектуры и ландшафтного искусства. Дом связан с именами выдающихся деятелей российской культуры.
Городская усадьба Н. И. Скворцова — И. В. Ускова
Усадьба Скворцова, расположенная в проходящем параллельно Сретенскому бульвару Бобровом переулке, не ослепляет блестящей архитектурой, но имеет свой колорит.
Городская усадьба Великолеповых на Пятницкой
Несмотря на расположение в самом центре Москвы, усадьба Великолеповых, кажется, никогда не покупалась и не продавалась — роды владельцев на ней заканчивались
Суханово — шедевр,ожидающий реконструкции
Усадьба Суханово могла бы стать настоящей звездой всего Подмосковья. Однако пока великолепный памятник дворцово-парковой архитектуры остаётся в забвении
Усадьба Архангельское
Музей-усадьба Архангельское – одна из самых известных достопримечательностей Подмосковья. Познакомьтесь с дворцово-парковым ансамблем на берегу Москвы-реки.
Городская усадьба И.К. Прове на Новой Басманной
Крупный промышленник и меценат И. К. Прове любил район Басманных улиц. Здесь он выстроил четыре дома в разных стилях и, в том числе, городскую усадьбу для детей.