Особняк Стахеева: роскошь, вдохновившая авторов "12 стульев"

В конце XIX века купец Николай Стахеев построил в центре Москвы особняк, обошедшийся ему в миллион. Эта невиданная роскошь сыграла с ним очень злую шутку.

В Басманном районе Москвы, в десяти минутах ходьбы от метро «Красные ворота» находится особняк Стахеева. Без этого здания и его владельца русская литература вряд ли бы обогатилась такой книгой, как «12 стульев». При всём уважении к авторам романа Илье Ильфу и Евгению Петрову, историю купца Николая Стахеева и его особняка вряд ли по силам выдумать даже самому изощрённому человеческому уму.

Стахеевы

Семья Стахеевых занималась торговлей в Елабуге с XVIII века. Николай Стахеев, родившийся в 1852 году, был пятым представителем семейства, унаследовавшим дело. Характерно, что наличными наследники получали немного, по сравнению с оборотным капиталом — отцы много тратились на благотворительность. На долю Николая пришлось 5 миллионов рублей плюс предприятия во многих отраслях промышленности и торговли. Образовав совместное предприятие с Путиловыми, Стахеев довёл оборот фирмы до десятков миллионов рублей.

В конце ХIХ века Стахеев перебрался в Москву и с не меньшим успехом занялся недвижимостью. Он скупал старинные усадьбы с крупными земельными участками и строил на них многоэтажные современные доходные дома. Таким домом было, например, здание на Лубянке, где сейчас находится магазин «Библио-Глобус». Но это был бизнес, а для себя, «для души», Николай Дмитриевич построил особняк на Новой Басманной.

1900-1914 гг. Фото с Pastvu

Дом за миллион

Дом на Новой Басманной улице построен на месте старинной дворянской усадьбы, когда-то принадлежавшей семье Чаадаевых. Усадьбу снесли, а вместо неё выстроили здание почти правильно прямоугольной формы размером 40 × 32 метра. Фасад, выходящий на Новую Басманную, ложный, вход находится справа, в переулке. Слева к этому фасаду пристроен слегка нарушающий симметрию зимний сад. Перед домом, на обширной зелёной лужайке стоит фонтан со скульптурой, изготовленной по эскизу Стахеева в Париже. Чугунная скульптура изображает девушку с факелом и называется «Богиня ночи». Фонтан действующий, он недавно вернулся на своё место после реконструкции. Правда, романтический факел в руках девушки заменили более прозаической лампой.

По словам самого Николая Стахеева, постройка и отделка дома обошлись ему в миллион рублей. Сумма, на первый взгляд, баснословная. Однако, стоит учесть, что в Москве у Стахеева была фирма, торговавшая отделочными материалами и предметами интерьера, озвученный миллион был неплохим рекламным ходом — «У нас дома такой же светильник, как в том доме за миллион!» С другой стороны, для самого Стахеева миллион рублей был далеко не критической суммой. Известны как его многомиллионные пожертвования на благотворительность, так и крупные проигрыши в казино. Часто упоминается даже проигрыш в 15 миллионов, хотя это, скорее всего, тоже рекламный трюк.

Фасад особняка Стахеева выполнен в неогреческом стиле. Это ответвление классицизма характерно стремлением полностью следовать греческим образцам. Конечно же, есть колонны, хотя и фальшивые. Треугольный фронтон сверху украшают небольшие скульптуры, изображающие или цветы, или пламя. Такие же фигуры стоят по углам крыши, а между ними тянется парапет. Наличники окон также треугольной формы. В нишах между окнами размещены чугунные светильники.

Сразу за парадным входом расположена шикарная лестница из нежно-розового натурального мрамора. Она как бы сразу подчёркивает, что главный этаж в доме — второй. Правда, помещения, находящиеся на первом этаже и выполняющие технические функции, также отделаны роскошно.

В холле второго этажа настоящие и ложные колонны из розового искусственного мрамора создают ощущение перспективы, визуально удлиняя и без того немалое помещение.

Большой белый зал отделан в т. н. рокайльном стиле — декор с использованием изображений морских раковин, камней, водорослей и т. п. Гостиная сделана в стиле готики, с тяжёлой крупной мебелью, мощным камином. С высокого потолка свисает тяжёлая бронзовая люстра — прекрасный антураж для «Битвы экстрасенсов», телешоу снимают именно здесь.

Курительная комната, пройти в которую можно из гостиной, наоборот, светлая, «мавританская», с обилием тонкой лепки, решётчатых элементов декора и росписи мелкими узорами. В ней люстра подвешена под самым потолком. Столовая ещё светлее. Белые стены украшены росписями и лепниной только под самым потолком. Мебель здесь в стиле рококо — белая, тонкая и изящная.

Самая строгая комната в доме — кабинет хозяина, что ещё раз подчёркивает тезис о рекламном характере особняка. Мебель массивна, в углу стоят огромные часы, но в целом о роскоши нет и речи. Даже приёмная отделана не в пример элегантнее — в ней панели тёмного дерева на половине высоты комнаты сменяются золотистыми шёлковыми обоями.

В доме есть два фойе, предназначенные, видимо для выступлений артистов или музыкантов. Стены Белого фойе украшены тонкой жанровой лепкой, в Розовом фойе преобладают позолоченные растительные орнаменты. Но главный зрительный зал находится в середине этажа и так и называется — Театр.

Отдельно следует упомянуть паркеты и потолки — они сами по себе везде представляют собой произведения искусства. Нет ни одного похожего — в одном зале потолок расписной, в другом лепной, в третьем использована мозаика, витражи и т. д. То же касается и паркетов — их объединяет только материал, в остальном каждый пол уникален. Видимо, архитектор Михаил Бугровский, ранее строивший и отделывавший для Стахеева только доходные дома, дал разгуляться своей фантазии.

"12 стульев"

Легенда гласит, что во время революции 1917 года Стахеев был за границей. Предприятия его национализировали. Оставшись без денег, он нелегально приехал в Москву и пытался забрать ценности из тайника в своём доме. Его схватили, и, якобы, Стахеев пошёл на сделку с самим главой ЧК Феликсом Дзержинским, выдав ценности в обмен на свободу и пенсию. На полученные от Стахеева ценности построили ДК железнодорожников, он находится совсем недалеко от особняка.

История эта каким-то образом дошла до И. Ильфа и Е. Петрова, работавших в газете железнодорожников «Гудок». До 1940 года Министерство путей сообщения и редакция «Гудка» располагалось в Доме Стахеева. Молодые журналисты и видели «12 стульев из дворца» (они стоят в Розовом фойе), и уж точно слышали о характере бывшего хозяина, любившего громкие загулы, но потерявшего всё после революции. По воле писательской фантазии Стахеев стал прообразом Кисы Воробьянинова, а его состояние материализовалось в ДК железнодорожников.

Экскурсии в Дом Стахеева

Сейчас в особняке работает Центральный дом детей железнодорожников, поэтому осмотреть потрясающие интерьеры самостоятельно не получится. Однако в Интернете легко найти контакты фирм, занимающихся организацией экскурсий. Билеты на них стоят от 900 рублей.

0 0 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии