Дом Перцовой - кусочек сказки в центре Москвы

Пречистенская набережная. Дом Перцовой.
Пречистенская набережная. Дом Перцовой. Производное (цвет) от A.Savin (Wikimedia Commons · WikiPhotoSpace) / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)

Возле Храма Христа Спасителя, в треугольнике, образованном Соймоновским проездом, Пречистенской набережной и Курсовым переулком, стоит необычный дом. Кажется, будто он попал на московскую набережную из русской народной сказки, только рассказывают эту сказку на современный лад. Вроде бы и терем — но кирпичный. Есть наличники и другие традиционные для русского зодчества элементы отделки, но не из дерева, а майоликовые. Есть и конёк, но со львами. Это — Дом Перцовой, доходный дом, построенный инженером-путейцем и подрядчиком Петром Перцовым, но записанный на его жену — бизнес железнодорожного подрядчика иной раз заставлял рисковать всем имуществом, принадлежащим лично ему.

Пётр Перцов - инженер, бизнесмен и меценат

Таких людей, как Пётр Перцов, по праву называли солью земли русской. Выходец из небогатой дворянской семьи получил образование инженера-железнодорожника, но не имел и гроша за душой. Трудился за жалованье в министерстве, надеясь на повышение, но тщетно — всегда находились другие кандидатуры. Терпение Перцова лопнуло после года работы и. о. начальника движения Самаро-Златоустовской железной дороги. На должнсть, с которой он уже свыкся, прислали человека, имевшего связи в Петербурге. Пётр Николаевич уволился со службы и занялся частными подрядами.

Дело своё Перцов знал, человеком был порядочным, и этого в России конца XIX века хватало, чтобы сколотить неплохое, как для инженера, состояние. Появилось время для заграничных поездок и искусства. Инженер-бизнесмен начал понемногу покупать картины известных русских мастеров, по ходу торговли знакомясь с ними. Эти знакомства пригодились, когда зимой 1905 / 1906 гг. Перцов решил строить дом на приобретённом несколько лет назад участке на берегу Москвы-реки.

Проектирование и постройка дома

Детали доходного дома З.А. Перцовой
Детали доходного дома З.А. Перцовой. Производное (цвет) от Nina Belyavskaya / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)

Перцов объявил конкурс с первым призом в 800 рублей. Требований было немного: проект должен вписываться в архитектурные традиции России и Москвы, быть практичным (Перцов задумал его как доходный, т. е.часть помещений сдавалась бы в наём) и учитывать уже стоявшее на участке трёхэтажное здание. В жюри заказчик позвал известных художников: Васнецова, Сурикова, Поленова, Шехтеля. Однако до нынешнего трепета перед мастерами культуры было ещё далеко, и когда мэтры признали победителем проект Аполлинария Васнецова, Перцов просто сообщил им, что лично его проект не устраивает (но деньги Васнецову выдал).

Перцов сам просмотрел представленные проекты и выбрал работу Сергея Малютина, «отца» русской матрёшки. А увидев забракованный самим Малютиным эскиз, Перцов понял: вот то, что надо.

Малютин был «чистым» художником, не имевшим представления ни об архитектуре, ни о строительстве. Поэтому Перцов пригласил в архитекторы Николая Жукова. Инженерной частью стройки заведовал Борис Шнауберт. Коллектив, работавший под надзором хозяина, сработался и трудился в ударном темпе.

Над трёхэтажным зданием возвели мансарду. Слева к нему пристроили особняк, в котором была квартира для семьи Перцовых. Справа, под острым углом к старому зданию примыкал боковой корпус. Асимметричность линий и окон придала комплексу дополнительный колорит. Коробку возвели за 4 месяца, ещё полгода ушло на отделку и коммуникации: водопровод, канализацию, электричество, телефон. В апреле 1906 года квартиры были, как говорили тогда, «объявлены к сдаче».

Архитектура

"Дом-сказка". Доходный дом З.А. Перцовой. Производное (цвет) от Aleks G / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)

Стиль Перцовского теремка окрестили «неорусским» — русский, но с использованием современных материалов и решений. Конечно же, заметны элементы готики — готические здания привлекли внимание Перцова во время заграничных путешествий. В глаза сразу бросаются пятна майоликовой мозаики с рисунками на славянские темы. Впечатляюще выглядят чугунные Змеи Горынычи, поддерживающие балконы — это влияние северного модерна. Очень много изображений мифических и реальных птиц, кованых, скульптурных и мозаичных. Но общее впечатление — это сказочный дом, и из него, того и гляди, выйдет былинный богатырь, или из подвального окошка выскочит Серый Волк или Лисичка-сестричка.

Планировка и интерьеры

Интерьеры Дома Перцовой З.А. (Столовая)
Столовая Дома Перцовой З.А. Mos.ru / CC BY (https://creativecommons.org/licenses/by/4.0)

Перцов планировал, что в его доме будут снимать квартиры люди искусства, прежде всего, художники. Но уже на этапе строительства дом приобрёл огромную популярность среди москвичей, испорченных, как известно, квартирным вопросом. Поэтому художникам достались только мансардные помещения, в остальных разместилась публика побогаче.

Трёхэтажная квартира Перцовых имела отдельный вход и была оборудована по последнему слову техники. Даже еда подавалась из кухни в столовую на третьем этаже на специальном лифте. Интерьер же, напротив, был выдержан в русском, ещё допетровском боярском стиле. Мебель (за исключением стульев) была исключительно дубовой, каждый свободный сантиметр стен и потолков украшен либо резьбой, либо росписью.

Доходная часть дома объединялась лестницей невообразимой конфигурации авторства Сергея Малютина. Характерно, что сейчас здание внутри серьёзно перестроено, но лестница осталась — видимо, просто не нашлось инженерное решение по её замене. При постройке особое внимание уделялось эстетике — все коммуникации скрыты в стенах. Противопожарная безопасность также учитывалась — все перекрытия каменные, а перегородки сделаны из асбестовых досок (о вреде асбеста тогда не знали).

История использования

Доходный дом Перцовой З. А.
Доходный дом Перцовой З. А. SergeyStepykin / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)

До революции Дом Перцовой жил относительно спокойной жизнью. В подвале какое-то время работало кабаре «Летучая мышь» — прообраз нынешнего стенд-апа. В 1908 году во время наводнения затопило подвал, где находилась мастерская Малютина. Спасая картины, его супруга (семья занимала одну из квартир в доме) простудилась и впоследствии умерла.

В 1918 году дом перешёл в собственность государства. Перцовым квартиру оставили, а московских буржуа сменили новые руководители. В 1922 году Петра Николаевича арестовали — он пытался спасти часть утвари из Храма Христа Спасителя от конфискации. Через несколько месяцев Перцов вышел на свободу, но уже было принято решение о выселении семьи.

Некоторое время в Доме Перцовой жил видный большевик Лев Троцкий. В 1930-х годах дом собирались снести, начальство выехало, и в доме снова поселились художники. Статус дома снова изменился в середине 1970-х — в него въехало и до сих пор занимает Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса министерства иностранных дел.