Высотка на Красных воротах: как русским снова помог мороз

Высотка на Красных воротах, 2010 год.
Высотка на Красных воротах, 2010 год. Фото от Amarhgil

Высотное здание на Красных воротах своим месторасположением не оставляет места для интриги — один из выходов со станции метрополитена «Красные ворота» находится в правом крыле высотки. Станция метро постарше, она уже в 1937 году Гран-при Всемирной выставки в Париже получила, поэтому дом получил название от неё, а не наоборот, как, например, станция «Библиотека им. Ленина». А вот Красных ворот, от которых получила названия станция, нет. Красивую Триумфальную арку красного цвета, построенную в честь победы над Шведами под Полтавой, снесли в 1925 году. А Площадь Красных ворот, названную в честь арки, переименовывать не стали. Правда, ни единого здания с адресом «Площадь Красных ворот», не существует. Высотка на Красных воротах официально числится по адресу Садовая-Спасская улица, дом 21. Такая вот занимательная топонимика…

История проектирования

Высотка на Красных Воротах
Высотка на Красных Воротах. Фото pastvu.com

Место

Так исторически сложилось, что Министерство путей сообщения (МПС) в России у всех ассоциировалось практически исключительно с железными дорогами, а сами эти дороги и полагающееся к ним самое разнообразное хозяйство было государством в государстве. С приходом Советской власти тенденция только усилилась. У железнодорожников были свои строительные предприятия, заводы, военизированные подразделения охраны, и даже дома отдыха и больницы. Поэтому слова вроде «высотное здание поручили построить МПС» никого не удивляли — было и кому строить, и из чего.

С тем, где строить «железнодорожную» высотку, определились быстро. У пересечения Садовой-Спасской с улицей Каланчёвской был пустырь. Раньше на нём стоял дом, построенный генерал-майором Ф. Н. Толем. В 1814 году дом снимала семья Лермонтовых, и в этом доме родился Михаил Юрьевич. При перестройке Садового кольца дом снесли, а большой участок так и не использовали.

Объяснение может быть и другим — в те времена, к сожалению, не очень церемонились с тем, чтобы разрушить что-нибудь старое для построения нового. Под высотку на Котельнической, вон, несколько переулков снесли. Станция метро «Красные ворота» в годы войны была командным пунктом МПС (тогда это был «Народный комиссариат» — НКПС). Причём подготовлено было всё ещё до войны — для переезда штаба понадобилось только, фигурально говоря, воткнуть вилки телефонов в розетки да расставить столы и отгородить пути метро фанерой. Такого подготовленного бункера, к примеру, у министерств обороны не было. Вот и решили разместить «мирные» кабинеты и жильё министерских работников поближе к подземному штабу.

Нестандартные решения

В целом история проектирования «семи сестёр» напоминает бесконечную битву человека с природой, в которой природе подыгрывали ещё и некоторые представители рода человеческого. В случае с высоткой на Красных воротах проектировщикам было прекрасно известно, что ставить здание придётся на 15-метровый слой плывуна. Этого мало — от них потребовали вывести выход из метро прямо в здание, да ещё и поставить два эскалатора. То есть большая часть высотки должна была стоять просто на плывуне, а примерно треть — на плывуне, граничащем с огромным котлованом. А ведь станция «Красные ворота» работала с 1930-х годов, выход из неё был через улицу, и всех это устраивало.

Но заказ есть заказ, и проектировщикам нужно было его выполнять. На помощь снова пришёл мороз, то есть замораживание грунта. Технологию эту использовали ещё при строительстве первых станций метро, и она была неплохо освоена. Но в замораживании грунта под землёй и этим же процессом на поверхности была принципиальная разница. Грунт, как известно, вернее, вода в нём, при замораживании расширяется. Под землёй это не принципиально, а вот ближе к поверхности такой грунт «вспучивает» вверх, к фундаменту.

Группа архитекторов, инженеров и конструкторов, «моторами» которой были конструктор Виктор Абрамов и архитектор Алексей Душкин, придумала осуществить контролируемое вспучивание. Нужно заведомо построить здание с перекосом с таким расчётом, чтобы после таяния грунта оно встало ровно. Какими словами удалось Абрамову, Душкину и примкнувшему к ним Якову Дорману из «Метростроя» убедить руководство в реальности проекта построить здание высотой 138 и шириной фасада почти 100 метров кривым, а потом подождать, пока оно само выровняется, осталось загадкой. Но невиданный эксперимент разрешили.

И всё получилось! За весну 1950 года пробурили десятки скважин. Протекавший по ним соляной раствор с температурой -27°С заморозил грунт. Фундамент под правым крылом приподнялся на 48,71 мм по отношению к другим частям здания. С учётом этого отклонения и начали возводить высотку. К её верхним этажам отклонение от вертикали превысило 20 см и его было видно невооружённым глазом — оно составляло около 7 градусов. Бдительные граждане даже начали сигнализировать в компетентные органы, но там были в курсе. После окончания монтажа здания и отключения насосов высотка начала выравниваться. К моменту сдачи дома в эксплуатацию он стоял абсолютно ровно.

Характеристики

Как уже было сказано, максимальная высота высотки на Красных воротах — 138 метров или 24 этажа. Это высота центрального, административного корпуса. Боковые, жилые корпуса ниже — от 11 од 15 этажей. Всего в жилой части зданий 276 квартир.

Что касается технического оснащения, то в высотке на Красных воротах оно было таким же, как и в других «сёстрах». Наличествовали горячая и холодная вода, бойлерное отопление, кондиционирование и очистка воздуха, мусоропроводы, холодильники, пылесборка и т. п. А вот с условной роскошью было хуже — ни мозаик, ни витражей, ни панно, ни бронзовых элементов отделки, ни шикарных люстр — их заменили бетон и нержавеющая сталь. Соответственно, и контингент жильцов, хоть и тоже отборный, был попроще. Выделить можно разве что президента Академии наук Мстислава Келдыша да актёров Бориса Чиркова и Наталью Гундареву.

Внешне здание на Красных воротах похоже на другие высотки, но отделывали его почему-то не керамической плиткой, а известняком, который сильнее поглощает влагу и пыль. Поэтому с временем высотка стала выглядеть довольно неряшливо. Лишь после реконструкции в 2000 году к зданию вернулось былое великолепие.

Сейчас здание используется примерно так, как и предполагалось: в центральном корпусе находятся офисы, в боковых крыльях расположены жилые квартиры.