Высотка на Красных воротах: как русским снова помог мороз

Фото с Livejournal.com

Высотное здание на Красных воротах своим месторасположением не оставляет места для интриги — один из выходов со станции метрополитена «Красные ворота» находится в правом крыле высотки. Станция метро постарше, она уже в 1937 году Гран-при Всемирной выставки в Париже получила, поэтому дом получил название от неё, а не наоборот, как, например, станция «Библиотека им. Ленина». А вот Красных ворот, от которых получила названия станция, нет. Красивую Триумфальную арку красного цвета, построенную в честь победы над Шведами под Полтавой, снесли в 1925 году. А Площадь Красных ворот, названную в честь арки, переименовывать не стали. Правда, ни единого здания с адресом «Площадь Красных ворот», не существует. Высотка на Красных воротах официально числится по адресу Садовая-Спасская улица, дом 21. Такая вот занимательная топонимика…

История проектирования

1949-1950 гг. Фото с Pastvu

Место

Так исторически сложилось, что Министерство путей сообщения (МПС) в России у всех ассоциировалось практически исключительно с железными дорогами, а сами эти дороги и полагающееся к ним самое разнообразное хозяйство было государством в государстве. С приходом Советской власти тенденция только усилилась. У железнодорожников были свои строительные предприятия, заводы, военизированные подразделения охраны, и даже дома отдыха и больницы. Поэтому слова вроде «высотное здание поручили построить МПС» никого не удивляли — было и кому строить, и из чего.

С тем, где строить «железнодорожную» высотку, определились быстро. У пересечения Садовой-Спасской с улицей Каланчёвской был пустырь. Раньше на нём стоял дом, построенный генерал-майором Ф. Н. Толем. В 1814 году дом снимала семья Лермонтовых, и в этом доме родился Михаил Юрьевич. При перестройке Садового кольца дом снесли, а большой участок так и не использовали.

Объяснение может быть и другим — в те времена, к сожалению, не очень церемонились с тем, чтобы разрушить что-нибудь старое для построения нового. Под высотку на Котельнической, вон, несколько переулков снесли. Станция метро «Красные ворота» в годы войны была командным пунктом МПС (тогда это был «Народный комиссариат» — НКПС). Причём подготовлено было всё ещё до войны — для переезда штаба понадобилось только, фигурально говоря, воткнуть вилки телефонов в розетки да расставить столы и отгородить пути метро фанерой. Такого подготовленного бункера, к примеру, у министерств обороны не было. Вот и решили разместить «мирные» кабинеты и жильё министерских работников поближе к подземному штабу.

Нестандартные решения

В целом история проектирования «семи сестёр» напоминает бесконечную битву человека с природой, в которой природе подыгрывали ещё и некоторые представители рода человеческого. В случае с высоткой на Красных воротах проектировщикам было прекрасно известно, что ставить здание придётся на 15-метровый слой плывуна. Этого мало — от них потребовали вывести выход из метро прямо в здание, да ещё и поставить два эскалатора. То есть большая часть высотки должна была стоять просто на плывуне, а примерно треть — на плывуне, граничащем с огромным котлованом. А ведь станция «Красные ворота» работала с 1930-х годов, выход из неё был через улицу, и всех это устраивало.

Но заказ есть заказ, и проектировщикам нужно было его выполнять. На помощь снова пришёл мороз, то есть замораживание грунта. Технологию эту использовали ещё при строительстве первых станций метро, и она была неплохо освоена. Но в замораживании грунта под землёй и этим же процессом на поверхности была принципиальная разница. Грунт, как известно, вернее, вода в нём, при замораживании расширяется. Под землёй это не принципиально, а вот ближе к поверхности такой грунт «вспучивает» вверх, к фундаменту.

Группа архитекторов, инженеров и конструкторов, «моторами» которой были конструктор Виктор Абрамов и архитектор Алексей Душкин, придумала осуществить контролируемое вспучивание. Нужно заведомо построить здание с перекосом с таким расчётом, чтобы после таяния грунта оно встало ровно. Какими словами удалось Абрамову, Душкину и примкнувшему к ним Якову Дорману из «Метростроя» убедить руководство в реальности проекта построить здание высотой 138 и шириной фасада почти 100 метров кривым, а потом подождать, пока оно само выровняется, осталось загадкой. Но невиданный эксперимент разрешили.

И всё получилось! За весну 1950 года пробурили десятки скважин. Протекавший по ним соляной раствор с температурой -27°С заморозил грунт. Фундамент под правым крылом приподнялся на 48,71 мм по отношению к другим частям здания. С учётом этого отклонения и начали возводить высотку. К её верхним этажам отклонение от вертикали превысило 20 см и его было видно невооружённым глазом — оно составляло около 7 градусов. Бдительные граждане даже начали сигнализировать в компетентные органы, но там были в курсе. После окончания монтажа здания и отключения насосов высотка начала выравниваться. К моменту сдачи дома в эксплуатацию он стоял абсолютно ровно.

Характеристики

Фото с Livejournal.com

Как уже было сказано, максимальная высота высотки на Красных воротах — 138 метров или 24 этажа. Это высота центрального, административного корпуса. Боковые, жилые корпуса ниже — от 11 од 15 этажей. Всего в жилой части зданий 276 квартир.

Что касается технического оснащения, то в высотке на Красных воротах оно было таким же, как и в других «сёстрах». Наличествовали горячая и холодная вода, бойлерное отопление, кондиционирование и очистка воздуха, мусоропроводы, холодильники, пылесборка и т. п. А вот с условной роскошью было хуже — ни мозаик, ни витражей, ни панно, ни бронзовых элементов отделки, ни шикарных люстр — их заменили бетон и нержавеющая сталь. Соответственно, и контингент жильцов, хоть и тоже отборный, был попроще. Выделить можно разве что президента Академии наук Мстислава Келдыша да актёров Бориса Чиркова и Наталью Гундареву.

Внешне здание на Красных воротах похоже на другие высотки, но отделывали его почему-то не керамической плиткой, а известняком, который сильнее поглощает влагу и пыль. Поэтому с временем высотка стала выглядеть довольно неряшливо. Лишь после реконструкции в 2000 году к зданию вернулось былое великолепие.

Сейчас здание используется примерно так, как и предполагалось: в центральном корпусе находятся офисы, в боковых крыльях расположены жилые квартиры.

Где расположена

Видео про Высотку на Красных воротах

Может быть интересно

0 0 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии