Дворцово-парковый ансамбль в заповеднике Царицыно

Дворцово-парковый ансамбль в заповеднике Царицыно (Москва)
Фото с Livejournal.com

История создания ансамбля

Если излагать вкратце, история Царицыно звучит так: Екатерина II как-то увидела красивую местность на юге Москвы, носившую поэтическое название Чёрные грязи. Императрица пожелала построить там дворцовый ансамбль и в одночасье выкупила поместье за 25 000 рублей, хотя владелец удовлетворился бы и 20 000. Затем Екатерина в честь победы над турками и заключения Кючук-Кайнарджийского мира устроила шикарное празднование в Москве. 

Оформлял празднование Василий Баженов. Императрица была настолько довольна, что стала называть его «мой Баженов» и поручила архитектору создать комплекс в Царицыно. Баженов подготовил проект, который утвердила Екатерина, и в 1776 году приступил к строительству. Первоначальный энтузиазм императрицы быстро угас, финансирование строительства огромного комплекса шло ни шатко, ни валко. Баженов сначала тратил собственные средства, продал собственный дом, потом брал кредиты под своё имя, выпрашивал некоторые транши у Екатерины, но, в конце концов, ценой жизни собственного сына, достроил первую очередь, как сейчас бы сказали, комплекса: Большой дворец, Хлебный корпус, мосты и несколько других зданий.

Впервые увидев Царицыно, Екатерина осталась крайне недовольна тем, что было построено по её же рукой утверждённому проекту. Всё, считала она, было тесно, узко и без воздуха. Императрица приказала снести дворцы, а Баженов попал в опалу. Достраивал Царицыно его лучший ученик Матвей Казаков. Баженов вернулся ко двору уже в царствование Павла I. Причину подобного поведения Екатерины объясняют то принадлежностью Баженова к масонам, то влиянием архитектора на сына императрицы цесаревича Павла, но никаких документальных подтверждений эти версии не имеют. 

Казаков формально приступил к работе в 1786 году, однако в отличие от Баженова свои деньги в строительство нового дворца он не вкладывал. Кое-что время от времени выделял тайный муж императрицы Григорий Потёмкин, а после его смерти в 1791 году работы были остановлены. Екатерина вновь вспомнила о Царицыно через два года, снова заставила переработать проект большого дворца и разобрать простоявший уже 7 лет Большой Кавалерский корпус на стройматериалы. 

Екатерина II умерла в 1796 году, а годом позже её сын Павел фактически похоронил проект недвусмысленным Указом не производить в Царицыно никакого строительства. Почти на две века комплекс пришёл в упадок. На его территории строили дачи, в зданиях размещали коммуналки, церковь превратили в трансформаторную подстанцию,

Вторая жизнь комплекса Царицыно началась в 1980-х годах. Сначала был создан Государственный заповедник – это позволило полностью очистить 100 гектаров территории парка. Затем начались масштабные реставрационные работы. Часть зданий, в том числе и Большой дворец, построили практически заново.

2 сентября 2007 года обновлённый дворцово-парковый ансамбль Царицыно был открыт для посетителей. Он сразу стал очень популярным у москвичей и туристов, и уже через два месяца стал работать круглосуточно.

Мосты

Дворцово-парковый ансамбль в заповеднике Царицыно (Москва)
Фото с Kudamoscow.ru
Дворцово-парковый ансамбль в заповеднике Царицыно (Москва)
Фото с Livejournal.com

Мосты в Царицыно спроектировал и построил Василий Баженов. Большой мост через овраг, по замыслу архитектора, должен был быть началом ансамбля. Из-за характерных окон-«розеток» его называли Готическим, но такое название категорически противоречит впечатлению от композиции моста. Монументальный, но весёлый, как бы игрушечный мост не портит даже любимая Баженовым масонская символика – перекрещенные мечи, намёки на Всевидящее око и т. п.

Второй мост, Фигурный, настолько красив и разнообразен, что вызывает целый букет ассоциаций. Он похож одновременно на сказочный домик, набор шахматных фигур, игрушечную крепость и ворота в неведомое, настолько искусно Баженов скрыл перспективу.

Храм Иконы Божьей матери «Живоносный источник»

Этот храм стоял в Царицыно ещё до Екатерины, но Баженов сознательно включил его в ансамбль. Во время постройки ансамбля храм был новым. Его перестройку прежний владелец имения, Матвей Кантемир, закончил в 1765 году.

Архитектура церкви характерна для времён реконструкции. На большой восьмигранный центральный объём водружён круглый купол, рядом стоит колокольня, имеются два придела. В годы Советской власти, как уже было отмечено, в храме стояли трансформаторы. Храм Иконы Божьей Матери был реконструирован раньше других здания ансамбля – он был вновь открыт в 1998 году.

Хлебный корпус

Баженов, с его склонностью к украшательству, и тривиальную хозяйственную постройку сумел сделать дворцом. На стенах крупного здания, в котором находили преимущественно кухни и кладовые, он разместил вензель из переплетённых букв «Х» и «С» — «хлеб-соль», поэтому корпус назвали хлебным.

В плане Хлебный корпус представляет собой квадрат со скруглёнными углами. Все входы вынесены в тыльную часть, чтобы суета слуг не нарушала покой сановных обитателей дворцов. Фасад богато украшен декоративными элементами, его пересекают три ряда вычурных окон и выступ-поясок, по краю крыши идёт парапет. Размеры Хлебного корпуса характеризует внутренний двор-атриум – после реконструкции там устроили полноценный концертный зал.

Кавалерские корпуса

Почему эти корпуса назвали «кавалерскими», не помнили уже в XIX веке. Фактически, объединяют их только названия и бело-красная цветовая гамма. Планировка каждого из зданий уникальны.

Первый Кавалерский корпус построили лишь с третьей попытки. Это самый маленький, но и самый изящный из кавалерских корпусов. В плане он представляет собой квадрат, из которого изъяли четверть вместе с одним из углов. Второй корпус выполнен в форме правильного восьмиугольника, а из Третьего Кавалерского корпуса выступает большой круг – это часть размещённого в корпусе концертного зала. 

Малый дворец

Этот дворец стоит на вершине холма созданного ещё садовниками Кантемиров. Холм не насыпной, это естественное возвышение, от которого отсекли всё лишнее, чтобы придать конусообразную форму. По холму от берега Большого Царицынского пруда проходили прогулочные дорожки, постепенно поднимавшиеся вверх, к деревянной беседке. Именно на её месте Баженов возвёл маленький дворец, точно вписав его в окружающий ландшафт. Полукруглое здание своей ровной стороной почти примыкает к Большому дворцу.

Оперный дом (Средний дворец)

В украшении этого дворца Баженов превзошёл сам себя. Оперный дом похож на шкатулку для драгоценностей, стоимостью превосходящую кое-что из содержимого. Принадлежность императорскому дому подчёркивают двуглавые орлы. Одна из стен украшена орнаментом, в котором можно угадать театральный занавес. Внутренняя планировка предполагала наличие большого зала с окнами в два ряда и целой анфилады помещений поменьше – гримёрок и других вспомогательных комнат. Однако несмотря на название и планировку, Оперный дворец впервые услышал музыку после окончания реконструкции в конце ХХ века. 

Большой дворец

Главное здание дворцово-паркового ансамбля Царицыно это целиком и полностью творение рук Матвея Казакова. То, что построил Баженов, было разобрано и сейчас представлено огороженными остатками фундаментов да грудами камней. Впрочем, и от матвеевского дворца со временем остались только стены да рисунки, что вызвало целую войну между разными лагерями искусствоведов, историков и архитекторов в ходе реставрации.

Визуально Большой дворец выглядит как прямоугольное здание с очень длинным – почти 160 метров – фасадом. На самом деле он состоит из двух квадратных крыльев, предназначавшихся для Екатерины и Павла. Центральная часть фасада примерно втрое уже крыльев. Фактически это лишь галерея, переход между боковыми частями.

Строительство Большого дворца было закончено в 1796 году. К тому времени на смену своеобразно понимаемой русской готике вовсю шёл классицизм, черты которого в виде монументальных колонн, шпицев и гребней присутствуют во внешнем оформлении дворца.

Судьба Большого дворца была печальной. Императоры в нём не жили и ни разу даже не останавливались. Максимум, они гуляли по парку. Средств на содержание выделялось мало, дворец ветшал и разрушался. Когда его собрались реставрировать, оказалось, что внутренняя отделка во дворце не производилась вовсе. Поэтому нынешние интерьеры Екатерининского и Таврического залов, в котором размещены экспонаты местного музея, считаются новоделом. Впрочем, это не мешает Большому дворцу оставаться самым популярным элементом дворцово-паркового ансамбля Царицыно. 

Музей-заповедник Царицыно находится на юге Москвы, на стыке одноимённого района с Орехово-Бирюлёвым Северным. От станции метро «Орехово» до главного входа в Царицыно нужно пройти метров 700 по живописным парковым дорожкам.

Дворцово-парковый ансамбль в заповеднике Царицыно — https://tsaritsyno-museum.ru/.

Расположение

Отзывы посетителей

Видео про Дворцово-парковый ансамбль Царицыно

Может быть интересно

Дом атомщиков на Большой Тульской

Дом атомщиков на Большой Тульской

Дом атомщиков на Большой Тульской. История возведения, особенности и странности архитектурного стиля. Во сколько обойдется покупка двухуровневой квартиры.

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x