Гостиница "Метрополь": дорого, но с художественным вкусом
Не всякая гостиница, даже самая шикарная, может похвастаться тем, что служила полноценной резиденцией правительства страны. А вот московская гостиница «Метрополь» в 1918 году была не только местом заседаний Совнаркома РСФСР, но и служила жильём для самых видных членов большевистского правительства — в её недолгой, но насыщенной истории был и такой эпизод.
Найти гостиницу «Метрополь» легко: нужно выйти из метро на станции «Театральная» и пересечь Театральную площадь в сторону здания, опоясанного балконными решётками и украшенному мозаиками. Это и будет «Метрополь», фактически, единственное здание на Театральной площади, не имеющее прямого отношения к театру. Посетить гостиницу с ознакомительной целью можно, не поселяясь в неё (всё же 5 звёзд с соответствующими ценами). Аккредитованные турагентства проводят регулярные экскурсии, записываться на которые нужно заранее.
Оглавление
История создания
В конце XIX века один из крупнейших российских промышленников и меценатов Савва Мамонтов решил построить на Театральной гостиницу с большим рестораном. Возможно, Морозовым двигало желание дополнить ансамбль площади чем-то более подходящим, чем ресторан с банями купца Челышева, внимание которому уделил и певец московского дня Владимир Гиляровский. Впрочем, при всей любви Мамонтова к искусству дальше гостиницы его фантазия не пошла, но Савва Иванович придумал, как сейчас сказали бы, иную концепцию.
Морозов решил устроить из «Метрополя» выставку достижений современного русского изобразительного искусства, причём всех его областей, от скульптуры до живописи, и одновременно создать крупный театр. Участвовать в проекте согласились очень многие мастера искусств, от архитекторов Фёдра Шехтеля и Владимира Воейкова до живописца Михаила Врубеля и скульптора Николая Андреева, а частный оперный театр у Мамонтова был свой.
Объявленный конкурс проектов здания выиграла совместная работа модернистов Льва Кекушева и Николая Шевякова. Но Морозова их решение не устроило — ему нужно было здание, служившее бы красивым фоном для отделки, а проект Кекушева и Шевякова был самодостаточен. В итоге заказчик остановился на проекте родившегося под Одессой потомка шотландских переселенцев Уильяма Уолкотта, которого в России называли не иначе, как Вильям Валькот. Это была фактически первая крупная архитектурная работа Валькота.
Строительство началось в 1899 году, но почти сразу после старта стройки Савва Морозов был арестован по обвинению в растрате бюджетных средств. Дело было шумным и никому толком непонятным. Под стать ему был и вердикт присяжных. Те, видимо, решили не вдаваться в бухгалтерские подробности и признали Морозова виновным по всем пунктам обвинения. И тут же как бы оправдали промышленника, единогласно признав в его действиях отсутствие злого умысла. Морозов вышел на свободу отягощённый многомиллионным иском, а здание «Метрополя» получила страховая компания.
Страховщики продали недострой объединению трёх вышедших на пенсию метрдотелей крупных ресторанов: Иванову, Бернье и Капуто. Мэтры внесли в проект одно крупное изменение — вместо театрального зала на 3 000 мест построили рестораны. Художественной части они благоразумно не касались, ей руководил В. Воейков. В 1901 году случился страшный пожар, но он лишь притормозил реализацию проекта. Здание было сдано в эксплуатацию в 1905 году.
Архитектура
«Метрополь» — типичное здание в стиле модерн с лёгкими вкраплениями других стилей — псевдоготики, неоклассицизма и пр. Первый этаж облицован гранитом, верхние гладко оштукатурены. Впечатление от очень длинных фасадов сглаживают эркеры и ризалиты (выступы), а также линия ажурных балконных решёток. «Метрополь» украшен более чем 30 мозаичными изображениями. Главное из них — изображение с картины Михаила Врубеля «Принцесса Грёза», помещённое над главным входом.
По всей длине здания на уровне второго этажа идет скульптурный фриз од названием «Времена года». Он интересен в двух аспектах. Во-первых, фриз настолько обширен по темам и персонажам, что назвать его можно было как угодно, без риска ошибиться. В-вторых, автором фриза был Николай Андреев, тот самый, который через пару десятков лет прославился скульптурными изображениями В. И. Ленина.
Интерьеры
В целом интерьеры гостиницы «Метрополь» были роскошными, но не показной купеческой роскошью, а изысканной роскошью высокого искусства. Художникам удалось не пересечь грань, разделяющую внимание и уважение к гостям и намеренно выставляемое напоказ богатство.
Номера
Интерьер номеров «Метрополя» не повторялся ни в одном из 400 помещений. Различия при этом нигде не были косметическими вроде другого дизайна дверных ручек или цветовой гаммы штор. Номера имели как различия в планировке, так и отличались стилем оформления. Даже из двух президентских номеров (сейчас это апартаменты №3364 и №2264) можно выбрать или более просторный или более изысканный. К сожалению, во время размещения большевистского парламента (ВЦИК) и совнаркомов в «Метрополе» из гостиницы исчезло огромное количество мебели и предметов интерьера и декора. То, что можно увидеть в гостинице сейчас, долгие годы отыскивалось в музеях, хранилищах и частных коллекциях. Эти вещи не аутентичны, лишь подходят к гостинице по времени.
Ресторанные залы
Всего в ресторане их 19, от сравнительно небольших банкетных на 10 персон, до огромного Большого зала, вмещающего 450 человек. Все они, как и номера гостиницы, отличаются друг от друга, причём разница носит стилистический характер. Есть залы, названные, как «Врубель», в честь работавших над оформлением «Метрополя» художников. Некоторые залы посвящены русским писателям и даже литературным героям, как «Онегин» или «Чацкий». Отдельный зал назван и оформлен в честь Саввы Морозова.
Главный, или Большой зал «Метрополя» перекрыт изумительной прозрачной крышей с росписью на тему «Сотворение мира». Как всегда, в случае возникновения инженерных проблем, строители обратились за помощью к Владимиру Шухову (изобретателю гиперболоидных вышек) и, как всегда, Шухов быстро разработал уникальную конструкцию свода из стали и стекла.
Большой зал оформлен в стиле неоклассицизма. Его освещают огромные чугунные торшеры и настенные светильники из бронзы. По периметру зал окружён балконом, а его акустика позволяет проводить музыкальные концерты.
Витражи
Ещё одна визитная карточка «Метрополя» — большое количество витражных окон. Разноцветные витражи вставлены практически во все окна помещений с общим доступом (в окна номеров вставлены обычные прозрачные стёкла). Самые красивые находятся в залах «Толстой» и «Чехов».
Где расположена
Отзывы посетителей
Видео про гостиницу "Метрополь"
Может быть интересно
Бюст Николая Баумана, установленный в саду его имени
Московский сад, устроенный на месте усадьбы Голицыных между Старой и Новой Басманными, носит имя Николая Баумана, а в центре сада стоит бюст революционера.
Особняк Стахеева: роскошь, вдохновившая авторов «12 стульев»
В конце XIX века купец Николай Стахеев построил в центре Москвы особняк, обошедшийся ему в миллион. Эта невиданная роскошь сыграла с ним очень злую шутку.
Памятник генерал-фельдмаршалу М. И. Кутузову в Москве
В сквере у панорамы «Бородинская битва» стоит памятник главному герою того сражения Михаилу Кутузову и тем, кто помогал генералу в кровавой битве.
Крымский мост – единственный подвесной мост в Москве
Крымский мост в Москве интересен со всех точек зрения: и исторической, и эстетической, и технической. А ещё с него открываются великолепные виды.
Особняк архитектора Шехтеля на Большой Садовой
История симпатичного особняка, который в начале ХХ века построил выдающийся мастер русского архитектурного модерна Фёдор Шехтель для своей семьи.
Центральный детский магазин: история и современность
Перипетии судьбы легендарного Центрального детского мира на Лубянке: как он создавался, почему здание кардинально изменило внешний вид, как попасть на его крышу