Станция московского метро "Театральная"

Платформенный зал станции "Театральная", 2011 год
Платформенный зал станции "Театральная", 2011 год. A.Savin (Wikimedia Commons · WikiPhotoSpace) / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)

«Театральная» названа так не зря — выйдя с этой станции, вы попадете сразу на Театральную площадь. Московская оперетта, Малый и Большой театр и множество художественных и академических культурных объектов ждут вас здесь.

История станции

Проект станции "Театральная" Московского метрополитена, 1936 год
Проект станции "Театральная" Московского метрополитена, 1936 год

Планы построить под площадью станцию метро были еще в 20-ых годах, но ее так не включили в первую очередь. Метростроевцы взялись за стройку в середине 30-ых годов. Архитектор Фомин полностью разработал проект «Театральной» (на тот момент «Площадь Свердлова»), но при жизни реализовать его не смог. В 1936 дело продолжилось его учеником Поляковым, который успешно воплотил в жизнь чертежи мастера и его задумки.

«Театральная» как часть линии «Сокол — Площадь Свердлова» торжественно открылась 11.09.1938, и стала на тот момент 22-ой станцией московской подземки. Война не остановила метростроевцев: несмотря на то, что в метро пережидали авианалеты москвичи, стройка продолжалась, а январь 1943 ознаменовался открытием следующей станции «Завод им. Сталина» (сейчас это «Автозаводская»).

Проект станции предполагал наличие общих с «Охотным рядом» и «Площадью Революции» вестибюлей, но из-за большого пассажиропотока возникали заторы, поэтому команда архитекторов занялась разработкой более удобной системы прямых переходов из станционного зала.

Площадь Свердлова в ходе тотальных переименований в 1990 году стала Театральной, но только в 2005 изменилось и название станции. Первоначальные эскалаторы, служившие с 1938 года, были заменены в тоннелях только в 1998 году.

Расположение

Станция Замоскворецкого участка подземки имеет переходы на красную и синюю линии. «Театральная», как и ее ближайшие соседи, заложена глубоко (35 метров), и на сегодня имеет 2 выхода в город. Северный вестибюль служит для пассажиров, желающих попасть на Театральную площадь, а южный открывает свои двери на площади Революции.

Переходы на другие станции

С «Театральной» пассажиры могут перейти на красную или синюю ветку. Из станционного зала к «Охотному ряду» ведут лестницы, а проходы украшены барельефами на тему искусства: можно увидеть фигуры в парном танце, а также Глинку и Чайковского.

«Площадь Революции» соединяется с «Театральной» переходами, сооруженными в 1946 и 1974. Первый посвящен Великой победе и украшен тематическими барельефами, изображающими оружие и знамена.

Обзор фасада, вестибюля, станции

Вестибюль станций «Театральная» и «Площадь Революции». Производное (цвет) от Sergey Rodovnichenko / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0)

Станция имеет только одну платформу длиной 155 м и шириной 22,5 м. К вестибюлям от переходов ведут эскалаторные тоннели, наклоненные под 30 градусов длиной 34,4 (Северный) и 26,8 (Южный) метров. Поскольку станция принадлежит линии глубокого заложения, во избежание затопления она оснащена гермозатворами, установленными в торцах станционного зала и в переходах.

Фомин, разрабатывая проект станции, учел ее фактическое местоположение и посвятил декор театральной тематике. Залы светлые, торжественные, колонны выглядят как кулисы, шаг впадин и выступов на путевых мраморных стенах органично перекликается с пилонами. Пол изначально был выстлан черным и желтым мрамором, но впоследствии «переложен» светло- и темно-серым, а также черным мрамором.

Свод центрального прохода станционного зала «Театральной» украшен фарфоровыми фигурами, изображающими представителей народностей Союза. Здесь можно разглядеть армян, грузин, украинцев и узбеков, казахов и белорусов, олицетворяющих театральное искусство. Фигурки изготавливались по специально разработанной технологии на Ленинградском фарфоровом заводе.

На тот момент в мире ни у кого не было опыта создания таких больших фарфоровых фигур, поэтому скульпторам пришлось изобрести свою собственную технологию. Слепки барельефов сначала заливались основой, а затем после просушивания мастера вручную наносили фарфоровое тесто, формируя театральные фигурки. Подобное наслаивание позволило уберечь капризный материал от растрескивания и сохранить труды скульпторов до наших дней.

Каждый вестибюль «Театральной» имеет культурную ценность, поскольку в них архитекторы вложили лучшие идеи:

  1. Южный — общий с «Площадью Революции». Изначально планировалось, что к павильону будет пристроен кинотеатр, но планы не сбылись, и вестибюль так и остался словно «обрубленный» с одной стороны. С фасада здание выглядит сдержанно — подмосковный известняк и колонны, облицованные лабрадоритом темного цвета. Внутри вестибюль также сохраняет идею лаконичности: на полу — гранит, на стенах — желтый мрамор, в центре зала — бюст Ленина.
  2. Северный — общий с «Охотным рядом» и встроен в уже существовавшее здание бывшего доходного дома на Театральной. Из главного зала к эскалаторам «Театральной» ведет переход.

Станция, по сути, не имеет своих собственных вестибюлей, в каждом здании она словно соседствует с другими линиями. Тем не менее, грамотно выстроенные переходы позволяют регулировать пассажиропотоки без образования заторов.

Что рядом

По названию понятно, куда можно попасть, выйдя на «Театральной». Рядом со станцией буквально сконцентрированы главные московские театры:

  • Большой и Малый;
  • Московская оперетта;
  • театр Чехова;
  • Молодежный театр.

Возле северного вестибюля располагаются ЦУМ и Дом Союзов. Воспользовавшись выходом к южному павильону «Театральной», вы попадете на площадь Революции, где вас ждут Исторический музей и Музей войны 1812 года, Красная площадь со всеми окрестными достопримечательностями.

Еще один интересный культурно-исторический объект — Хлудовские бани, представляющие собой настоящее произведение искусства конца 19 века. К сожалению, после пожара они более 25 лет работают «не по назначению» — в здании сейчас ресторан, но интерьер и статуи постарались восстановить и сохранить. По договоренности с администрацией можно прийти на экскурсию, чтобы восхититься великолепием Хлудовских бань.

Интересные факты для туристов

Станция, хоть и носила в Советское время имя Свердлова, все равно посвящена театральному искусству. Интересно, что это стремление «Театральной» возвыситься над политическими обстоятельствами, нашло отражение и в литературе. В культовой трилогии Глуховского «Театральная» долгие годы была вне различных распрей и служила исключительно творчеству. В небольшом зале стояли стулья для зрителей, импровизированная сцена имела кулисы, а все жители станции буквально «кормились» за счет театра. К слову, уже в 2035 «Театральная» была захвачена «красными» и снова стала «Площадью Свердлова».

В реальной жизни станция обрела справедливое название в 2005 году, но следы от букв первоначального наименования все еще видны. Если внимательно приглядеться к стенам над путями, можно увидеть места креплений «Площадь Свердлова».

По поводу названия станции у поклонников истории метрополитена по сей день ведутся жаркие споры. Есть версия, что «Театральная» изначально должна была стать именно «Театральной», поскольку ее выход ведет на главную культурную площадь страны. Да и сам Фомин, судя по декоративным приемам, хотел сделать ее словно «аванзалом» для театров, стоящих на земле. Об этом говорят и уникальные фарфоровые фигурки, и общий, словно торжественный, вид залов и переходов. Политика победила, но только в истории с названием.

Культурная «возвышенность» станции над реальным миром отразилась и на городских легендах — их попросту нет. Пока не сложилось никаких традиций и примет, и, даже несмотря на несчастные случаи, призрачных фигур на платформе никогда не видели. «Театральная» свежа, чиста и посвящена исключительно искусству.

Время работы

Вестибюль на Театральной площади открывается для пассажиров в 5:30, а южный павильон — на 5 минут позже. Первые составы прибывают на платформу в 5:43 (на «Новокузнецкую») и в 5:49 (на «Тверскую»). Закрывается станция в 1:00.