"Мюр и Мерилиз": московский магазин, обогнавший время

В конце XIX века универмаг шотландцев Мюра и Мерилиза (нынешний ЦУМ) обслуживал не только Москву, но и — по почте — значительную часть России.

Фото с Livejournal.com

Многие люди, интересующиеся творчеством Льюиса Кэрролла, знают, что автора «Алисы в стране чудес» приводило одновременно в ужас и в восторг изложенное в английской транслитерации русское слово «защищающихся» — «zashtsheeshtshayoushtsheekhsya». Кэрролл был любителем поиграть с буквами и словами, но жуткое русское слово не было его открытием. Впервые записал его шотландец Эндрю Мюр, попутчик Кэрролла по путешествию из Парижа в Петербург в 1867 году.

Мюр к тому времени прожил в России 15 лет и 10 лет числился русским купцом (это допускалось). Вместе с мужем своей сестры Арчибальдом Мерелизом они вели оптовую торговлю женскими шляпками в Петербурге. В 1857 году они зарегистрировали торговое предприятие «Мюр и Мерелиз». Мюр числился первым вопреки старшинству и алфавиту не потому, что имел больший пай, а потому, что считался российским купцом.

Бизнес был успешным, но, как и всякий другой бизнес, владельцы которого желают хотя бы выжить, нуждался в расширении. Конкуренция среди торговцев, в том числе иностранных, в столице была слишком высокой. Компаньоны решили перебраться в Москву.

История здания "Мюр и Мерилиз"

Шотландцы сразу обосновались на Кузнецком мосту, в высшей лиге московской торговли. Неизвестно, у кого из шотландской парочки появилась идея перейти на розницу. Считают даже, что этому способствовал экономический кризис 1891 года, сопровождавшийся резкой девальвацией ассигнационного рубля. Так или иначе, Мюр и Мерелиз арендовали (впоследствии выкупили) «Голофтеевский пассаж» — большое торговое здание напротив Большого театра, построенное ещё князем Дмитрием Голицыным. Сейчас на этом месте стоит Новый корпус ЦУМа, похожий на бункер.

В 1891 и 1900 годах магазин горел. Первый пожар был небольшим, а вот второй вошёл в историю Москвы — сгорело всё, огонь принёс полтора миллиона убытков. Но шотландцы, славящиеся свои упрямством, не отступились. Они торговали по арендованным площадям, и к 1908 году построили новое здание, и какое! Семь этажей, огромные окна, зеркальные витрины, ажурные перекрытия, просторные отделы — применение новаторского железобетона позволило увеличить площадь здания. Архитектор Роман Клейн и инженер Владимир Шухов сделали царский подарок не только «Мюру и Мерелизу», но и всей Москве. Снаружи псевдоготическое здание в стиле модерн выглядело так стильно, что шотландцы не стали портить его вывесками.

Новое здание открылось в 1908 году, и «Мюр и Мерелиз» снова стали крупнейшим, и самым успешным магазином в России. Сначала 44, затем 80 отделов, 1 500 продавцов, под сотню тысяч товаров в ассортименте, обширная торговля по почте… Если бы не Первая мировая война и революции, мы, возможно, называли бы все универмаги «мюрами» или «мерелизами», как называем «ксероксами» фотокопировальные аппараты любого производителя, а «джипами» все легковые автомобили с приводом на 4 колеса.

Увы, история не знает сослагательного наклонения и в этом случае. В 1922 году в здании открылся Центральный универсальный магазин — ЦУМ. Он продолжал оставаться лучшим, коллектив внедрял новые методы торговли, торговал эксклюзивно заказанными на советских фабриках товарами. В 1974 году к изначальному зданию был пристроен новый корпус, в 1997 ещё один (корпуса различить просто — чем светлее, тем старше), но всё же это была уже не история «Мюра и Мерелиза».

1908-1910 гг. Фото с Pastvu
1900-1917 гг. Фото с Pastvu

Принципы торговли от "Мюр и Мерелиз"

Переход на розницу сопровождался революционными для России изменениями в принципах торговли. Только высококачественные товары, зато в ассортименте их десятки тысяч. Никаких торгов — цена написана на ярлыке, и любители побалагурить могли искать себе другое место для развлечений или отправиться в кассу. Зато покупатель имел прав обмена любого товара. 

Новинкой была группировка отделов. Дамам, например, был отведён второй этаж. Он начинался с кружев и перчаток, а заканчивался нарядами «только-только из Парижа». Для их спутников была устроена комната ожидания с напитками.

Мощнейшим рывком вперёд была торговля по почте. Фирма бесплатно рассылала по России десятки тысяч так привычных нам сейчас каталогов. Для покупки достаточно было прислать открытку со стоимостью пересылки товара. Бесплатная доставка начиналась с товаров стоимостью более 75 руб., впоследствии сумму понизили до 25 руб. Вряд ли кто-то из тогдашних покупателей мог представить, что в 1942 году главной покупкой для клиентов этого прекрасного магазина станут 600 г карточного хлеба…

Расположение

Видео про Мюр и Мерилиз

Может быть интересно

0 0 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии