Московское метро: как строилась первая отечественная подземка

Метро Москвы

Паутина столичной подземки, протянувшаяся по всей территории Москвы и даже за ее пределами, стала неотъемлемой частью этого динамичного города. Без ежедневных поездок на ее скоростных поездах не представляют свою жизнь миллионы москвичей, а туристы со всех уголков мира восхищаются монументальностью и красотой московского метро. В 2020 году метрополитену столицы, первому в России, исполнилось 85 лет, и за свою историю он стал одной из достопримечательностей города, памятником архитектуры и инженерной мысли XX века.

Оглавление

Московское метро в цифрах

Московское метро
  • Количество линий — 14;
  • Количество станций — 233;
  • Общая протяженность — 408 км;
  • Ежедневный пассажиропоток — почти 7 млн человек;
  • Количество перевезенных пассажиров за год — 2 500 млн человек;
  • Средняя скорость поезда в подземке — 40 км/час;
  • Максимально возможная скорость — 80 км/час.

Предыстория столичного метрополитена

Первые идеи о создании подземного транспорта в Москве появились еще задолго до начала его строительства:

  • В конце XIX века было озвучено предложение о проведении линии метро от Курского вокзала до современной Марьиной Рощи, однако проект не получил поддержки правительства;
  • В 1902 году были разработаны два проекта метрополитена: подземной линии от Замоскворечья до Тверской заставы (авторами выступили Пётр Балинский и Евгений Кнорре) и системы железнодорожных путей, включающей как подземные, так и наземные участки (авторами были А. Антонович, Н. Голиневич и Н. Дмитриев). Обе идеи были отклонены городской думой.
  • В 1914 под руководством Московской городской управы был разработан план по созданию 3 колец подземной железной дороги. Его поддержало правительство города, началась подготовка к началу строительства, однако проекту не суждено было состояться: началась Первая Мировая война.
  • В первые годы советской власти правительство новой столицы вернулось к идее строительства подземной транспортной системы. Новый проект был разработан немецкой компанией Siemens: он предполагал возведение более 80 станций. Работы не были начаты по причине отсутствия у молодого коммунистического государства нужной суммы денег.

Создание первой станции

Строительство первой очереди Московского метрополитена, между 1932 и 1934
Строительство первой очереди Московского метрополитена, между 1932 и 1934

Решение о начале строительства столичного метрополитена было утверждено в июне 1931 года Центральным комитетом КПСС. К этому времени Москва остро нуждалась в решении транспортной проблемы: улицы города постоянно стояли в пробках, а трамвайные линии больше не справлялись с пассажиропотоком, особенно в пиковые часы.

Основными проектировщиками схемы столичной подземки выступили советские инженеры Пётр Роттерт, Константин Финкель, Семён Розанов и Константин Мышанов.

10 декабря 1931 года были начаты работы по созданию первого участка московской подземки: местом заложения первой линии стал дом №13 по Русаковской улице, расположенный недалеко от Сокольников. Начало строительства сложно назвать масштабным: в первый год здесь трудилось только семь работников Метростроя.

В 1932 году были начаты работы на всех планируемых участках будущего столичного метро. Строительство шло с множеством проблем, рабочих катастрофически не хватало, сроки затягивались, что грозило срывом плана — неприемлемая ситуация для советского государства. В 1933 году к прокладыванию путей было привлечены тысячи заключенных исправительных лагерей.

 

Пуск первой очереди московского метро - Кировско-Фрунзенский диаметр

Станция метро Лубянка. Открыта 15 мая 1935 года
Станция метро Лубянка. Открыта 15 мая 1935 года

Торжественное открытие первой очереди столичного метро состоялось 15 мая 1935 года. Стартовый участок московского метрополитена протянулся от станции «Сокольники» до «Парка Культуры». Участок получил название Кировско-Фрунзенского диаметра, сегодня он представляет центральную часть Сокольнической линии.

Уже на первой очереди столичное метро имело ответвления: на перегоне между «Охотным Рядом» и «Библиотекой имени Ленина» был протянут дополнительный путь, уходящий в сторону «Смоленской» на Арбатском радиусе (впоследствии — Филёвская линия).

Первоначальный комплекс подземки включал:

  • 11,6 км подземных путей;
  • 13 станций;
  • 14 ежедневно курсирующих электросоставов.

Интервал между поездами составлял от 5 до 10 минут.

 

Московское метро до начала Второй Мировой войны.

После успешного запуска первого участка столичной подземки работы по ее строительству не прекращались. Вторая очередь была построена за два года, ее станции открыли свои двери в 1937 году.

Новый фрагмент московской подземной дороги протянулся от «Смоленской» до «Киевской», при этом один из участков пересекал русло Москва-реки. Для этого потребовалось возведение специального Смоленского метромоста, первого на территории СССР.

До 1941 года были построены и открыты две новые линии метро:

  • Арбатско-Покровская (от «Курской» до «Киевской»);
  • Горьковско-Замоскворецкая (от «Сокола» до «Площади Свердлова», известной сегодня как «Театральная»).

Особое внимание при строительстве столичного метрополитена довоенного периода уделялось его архитектурному облику. По замыслу лидеров советского государства, метро должно было стать «подземным дворцом», открытым для сотен тысяч коммунистов. Над созданием облика подземных вестибюлей и наземных станций трудились лучшие советские архитекторы: Душкин, Стрелков, Дейнека, Манизер и многие другие. Уже в те годы метро Москвы было признано наиболее красивым и комфортабельным в мире.

Метро в военные годы

В тяжелые и трагические годы Второй Мировой Войны московский метрополитен продолжал свою службу советскому народу: уже в день первой воздушной тревоги в его станциях и тоннелях укрылось более 500 тысяч горожан. На протяжении всей осени 1941 года метро использовалось в качестве бомбоубежища, в его подземных коридорах за первые месяцы войны родилось более 200 детей.

Когда вражеские войска оказались в опасной близости от советской столицы, было принято решение об уничтожении подземки. Лидеры государства не могли допустить, чтобы чудо инженерной мысли оказалось в руках фашистских захватчиков. 16 октября 1941 года двери метрополитена не открылись для москвичей: под землей вовсю вели подготовку к затоплению всех линий и станций, тоннели и вестибюли минировали, а составы срочно эвакуировали. К вечеру приказ об уничтожении метро был отменен. Этот день стал единственным в истории столичного метро, когда оно не работало на протяжении всех суток.

Послевоенный период

Строительство наземного вестибюля станции «Парк культуры им. Горького» (сейчас - «Парк культуры»). Первая половина 1930 года
Строительство наземного вестибюля станции «Парк культуры им. Горького» (сейчас - «Парк культуры»). Первая половина 1930 года. https://www.mos.ru/news/item/28604073/

Сразу после завершения военных действий строительные работы под Москвой были возобновлены: Метрострой приступил к прокладке 4-ой очереди метрополитена. Главным участком на этом этапе стала Кольцевая линия, первоначально дублировавшая Садовое кольцо. Первая ее станция, «Парк Культуры», была открыта 1 января 1950 года. Одной из основных задач Кольцевой линии объединение столичных вокзалов одной линией метро.

После 1955 года ранее доминирующую архитектурную концепцию «станций-дворцов» сменила политика удешевления. Начали возводиться простые и однотипные «станции-стекляшки», подземные вестибюли стали скромнее. Наиболее ярко эта тенденция отразилась на станциях Калужского и Рижского радиуса, а тажке Филёвской линии.

Отказ от возведения дешевых станций произошел в 1970-ые годы. Теперь инженеры соблюдали «золотую середину» между финансовой целесообразностью, функциональностью и эстетичностью подземки. В вестибюли вернулся декор, лепнина, натуральный камень, станции стали светлее, выше, изящнее.

 

Метро в 1990-ые

Московское метро

Постсоветский период оказался сложным для столичной подземки: на строительство новых станций катастрофически не хватало средств. Главным достижение московских метростроителей является успешное создание Люблинской линии — первой «полухорды» столичной подземки, пересекавшей несколько других линий за пределами Кольцевой.

Современность

Московское метро

В наши дни подземка столицы продолжает расти и расширяться:

  • в 2002 году была открыта первая станция подземки за пределами МКАД — «Бульвар Дмитрия Донского»,
  • в 2009 году открылись двери первой метростанции на территории Московской области («Мякинино»).

В планах города построить к 2023 году 23 новые станции метро и протянуть почти 70 км путей.