"Новокузнецкая" - станция, посвященная героям

Панно в южном торце станции Новокузнецкая
Панно в южном торце станции, 2014. Jorge Láscar from Melbourne, Australia / CC BY (https://creativecommons.org/licenses/by/2.0)

Станция метро «Новокузнецкая» относится к Замоскворецкой линии метро, которая на общей схеме метрополитена обозначена цифрой 2 и выделена зеленым цветом. «Новокузнецкая» — 13 по счету от «Ховрино» или 12 от «Алма-Атинской». Станции до и после неё – «Павелецкая» и «Театральная». Географически она находится в Центральном округе столицы и имеет один выход в город на Пятницкую улицу, Пятницкий переулок, Садовнический проезд.

Станция построена неподалеку от одноименной улицы, и поначалу, чтобы не было путаницы, ее название писали через дефис: «Ново-Кузнецкая».

История станции

Центральный зал в 1940-е годы
Центральный зал в 1940-е годы

В 1937 году «Новокузнецкую» спроектировали как одну из станций Замоскворецкого радиуса третьей очереди строительства московского метро. Их собирались открыть в 1939, но эти сроки оказались слишком оптимистичными даже для мирного времени, а потом осуществлению планов помешала война. Строительство не прекращали даже в тот период, когда немцы стояли под Москвой.

«Новокузнецкая» открылась для пассажиров 20 ноября 1943 на участке от станции «Площадь Свердлова» (сегодня «Театральная») до «Завода имени Сталина» (сегодня «Автозаводская»). Одновременно с ней открылась и «Павелецкая», они стали 24-ой и 25-ой станциями Московского метро.

Первоначально центральный вестибюль был короче, так как еще не был построен переход на Калужско-Рижскую линию. Зал удлинили в 1970 году. Спустя 15 лет соорудили переход и к северному залу «Третьяковской» Калининско-Солнцевской линии. В 1995 году построили еще один переход от южного зала «Третьяковской» к южному торцу «Новокузнецкой».

Обзор вестибюля и фасада

Станция "Новокузнецкая"
Станция "Новокузнецкая", 2016 год. Alex 'Florstein' Fedorov / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0)

Наземный павильон «Новокузнецкой» представляет собой массивную ротонду с колоннадой из 8 колонн по периметру. Сейчас такое устройство наземной части станций метро кажется привычным, но «Новокузнецкая» стала первым подобным проектом. Архитекторы павильона — В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин при участии Г. С. Тосунова и Л. А. Шагуриной. За почти 80-летнюю историю внешний вид павильона изменился: деревянные рамы заменили на алюминиевые, и раскладка витражей стала не такой частой, как было задумано изначально. Заменили и светильники в проемах между колоннами: раньше были парные плафоны сферической формы, сейчас плафоны одиночные трапециевидные.

Внутри павильона округлый вестибюль, он опоясывает зал с эскалаторами, а на одной из стен — памятная гранитная доска с датой открытия станции.

Смальтовые мозаики, которые можно увидеть и над эскалаторами, и в нижнем зале, готовились для станции «Павелецкая». Но построить ее по первоначальному проекту не получилось, поэтому мозаики перенесли на «Новокузнецкую». Их собирал художник-мозаист Владимир Фролов по эскизам Александра Дейнеки.

Потолочная мозаика в вестибюле "Парад физкультурников", 2016 год. Alex 'Florstein' Fedorov / Public domain
Потолочная мозаика в вестибюле "Парад физкультурников", 2016 год. Alex 'Florstein' Fedorov / Public domain

Эскалаторный спуск, вернее, своды его арки украшены архитектурными элементами, что очень необычно для метрополитена. Чтобы не портить облик арки, здесь никогда не было рекламных постеров.

Проект основного, нижнего вестибюля создали архитекторы-супруги И.Г. Таранов и Н.А. Быкова. Проект хоть и был типовым, год спустя после войны удостоился Сталинской премии. Конструкция зала – пилонная трехсводчатая. Массивные пилоны отделаны прохоро-баландинским мрамором. В нишах у их основания оборудованы стилизованные под диваны скамьи с резными подлокотниками и мраморными спинками. Пол у подножия скамеек имеет мозаичную структуру, выложен уральским каркодинским мрамором и армянским хорвиранским мрамором.

Художественное оформление зала посвящено стойкости и борьбе советского народа с фашизмом. Об этом говорит гипсовый фриз в верхней части стен (на нем изображены солдаты, матросы, летчики, кавалеристы), панно со знаменами и портретами полководцев над пилонами и щит с надписью во славу бойцов Великой Отечественной войны над выходом к эскалатору.

В свод зала вмонтированы мозаики. Их было 8, но одну пришлось убрать в ходе сооружения гермозатвора после войны. Они освещаются торшерами, которые стоят по центру зала.

Переходы к залам станции «Третьяковская» строились в 70-ых и 80-ых годах и ничем примечательным не выделяются. В южном торце станции можно увидеть панно с изображением трудового народа СССР и портером Ленина. Оно украшало торец станции изначально, а с продлением вестибюля для оборудования перехода на «Третьяковскую» панно сохранили и перенесли.

Переходы на другие станции

С «Новокузнецкой» можно перейти:

  • на «Третьяковскую» Калининско-Солнцевской линии (№8, желтая ветка);
  • на«Третьяковскую» Калужско-Рижской линии (№6, оранжевая ветка).

Интересные факты для туристов

Наземный павильон станции стоит на месте Храма Параскевы Пятницы, который дал название Пятницкой улице. После его сноса в 1935 году здесь планировалось соорудить большую площадь, центром которой стал бы павильон метро.

Глубина заложения станции – 37,5 метров.

Украшение внутреннего вестибюля происходило уже после пуска поездов. Именно по этой причине путевые стены так и остались без декора.

Мозаики на станции – последняя работа и для Дейнеки, разработчика эскизов, для Фролова, который их собирал в условиях блокады. Этому посвящена памятная доска, открытая в 2013 г.

Есть легенда, что богато украшенные скамейки станции были тайком вывезены из взорванного Храма Христа Спасителя. Но если учесть, что Храм был взорван за 12 лет до открытия «Новокузнецкой», эта версия выглядит неправдоподобно.

Что рядом

Вблизи от станции расположены:

  • Государственная Третьяковская галерея (Лаврушинский пер., д. 12);
  • дом-музей Льва Толстого (ул. Пятницкая, д.12, стр.1);
  • музей им. И.Талькова (Черниговский пер., д.9/13, стр.3);
  • храм Михаила Архангела (Средний Овчинниковский пер., д.7);
  • музей-студия радиотеатра (Большой Овчинниковский пер., д.17/1);
  • историческая мечеть (ул. Большая Татарская, д.28, стр.2);
  • галерея «Флоре на Пятницкой» (ул. Пятницкая, д. 33-35, стр. 2);
  • храм святителя Николая в Кузнецкой слободе (Вишняковский пер., д. 15, стр.7);
  • бар «Gipsy Bar» (Болотная набережная, д.3, стр. 1);
  • кинотеатр «Пять звезд» (Большой Овчинниковский пер., д.16);
  • концертный центр Московского Международного Дома музыки (Космодамианская набережная, д. 52).

Время работы

Режим работы станции метро «Новокузнецкая»: с 5:35 до 1:00 ежедневно.