Станция московского метро «Сокол»

Станция московского метро "Сокол"

Станция "Сокол", 2016 год.
Станция "Сокол", 2016 год. Производное (цвет) от Alex 'Florstein' Fedorov / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0)

Станция «Сокол» признана объектом культурного наследия. У нее богатая история, а в ходе строительства архитекторам приходилось находить интересные конструктивные решения. Относится она к Замоскворецкой линии. Территориально располагается под Ленинградским проспектом, а именно — вблизи развязки Волоколамского и Ленинградского шоссе.

Вестибюлей у «Сокола» два: один находится в одноименном микрорайоне, а другой — в микрорайоне «Аэропорт» САО.

История станции

Станция метро Сокол, 1938 год
Станция метро Сокол, 1938 год

Когда станция проектировалась, никто и не предполагал, что Москва настолько разрастется. «Сокол» был конечной, пассажиропоток планировался небольшим, поэтому ширина платформы составляет всего 8 метров. Архитекторы выбрали для станции одноколонный тип построения и установили их в роли цокольных опор. В перронном зале два свода, опирающихся на стены и центральный ряд колонн. Опоры, и без того массивные у основания, кверху еще больше расширяются, а соединяясь, превращаются в купола. Подобное «шатерное» построение делает станцию органичной и законченной.

Торжественное открытие состоялось 11 сентября 1938 года. Заложение у нее по меркам Московского метрополитена «мелкое» — всего 9,6 м под землей. На момент открытия «Сокол» — конечная станция и имеет только Восточный вестибюль.

С названием станции тоже получилась интересная история: фактически она располагалась прямо в центре с. Всехсвятское, вошедшего в состав столицы в 1917 г., но в целях следования идеологии партии назвали ее в честь располагавшегося рядом рабочего поселка Сокол.

Западный П-образный вестибюль открыли 21 декабря 1949 г. У здания раздельные вход/выход, широкие лестничные пролеты ведут в кассовый зал станции.

Архитектура станции

«Сокол», как и все станции советского периода — настоящее произведение искусства. Источники освещения изначально спрятаны в куполах, расположенных на опорах пролетов, и прикрыты агамзалинским ониксом. Впоследствии к ним были добавлены прожекторы.

Нижние части колонн, а также и плоские участки стен станции аккуратно облицованы биробиджанским мрамором, покрыты мозаикой, а пол выстлан гармонично подобранным розовым и серым гранитом. Широкие лестницы ведут из станционного зала к вестибюлям «Сокола»:

  1. Восточный вестибюль, открывшийся первым, представляет собой небольшой комплекс, состоящий из двух павильонов, один работает «на вход», а другой — «на выход». Между собой они соединяются стеклянной галереей. Фасад здания облицован известняком, который добыт в Подмосковье. Сегодня главное украшение вестибюля — гранитный фонтан.
  2. Западный вестибюль построен П-образно, но также имеет отдельные вход и выход для разделения пассажиропотоков. Широкая лестница, идущая от входа, ведет в просторный кассовый зал, главным украшением которого становится массивная колонна, установленная в центре.

Чтобы до конца проникнуться историей Московского метрополитена, нужно знать не только историю строительства, но и интересные факты о станции.

Интересные факты для туристов

Ничто так не привлекает внимание туристов к станции, как городские легенды. Рядом с местом строительства располагалось братское кладбище воинов Первой мировой войны, которое в советское время еще до заложения «Сокола» было снесено, а на его месте был разбит парк. В период Красного террора здесь, на окраине столицы, регулярно проводились массовые расстрелы. Подобное «соседство» не может не отразиться на эмоциональном состоянии работников станции, которые постоянно ощущают чье-то присутствие. На опустевших лестницах и перроне часто видят призрачные фигуры.

Есть и курьезно-трагичные страницы в истории «Сокола»: в марте 2006 года над тоннелем перегона «Сокол-Войковская» устанавливалась рекламная конструкция. Из-за невнимательности рабочих свая ушла под землю и попала прямо в проезжающий поезд. К счастью, никто из пассажиров поврежденного вагона не пострадал.

«Сокол» увековечен в фантастической литературе. Станция упоминается в «Ночном дозоре», рядом с ней располагался головной офис Светлых. В «Метро 2033» на «Соколе» располагалась животноводческая ферма, которая кормила почти всех выживших — Ганзу, Рейх и Красных. Станция вместе с «Аэропортом» и «Динамо» составили успешный агросоюз, который позволил им выжить в непростых условиях подземки в постапокалипсис.

Переходы на другие станции

Данный участок Замоскворецкой линии не имеет пересечения с другими линиями, поэтому на «Соколе» нет переходов на другие станции.

Что рядом

Рядом с «Соколом» достаточно культурно-исторических и развлекательных объектов, поэтому, после осмотра станции и вестибюля, можно отправиться прогуляться по окрестностям. Самое интересное место, обязательное для посещения — мемориально-парковый комплекс, который был разбит в советское время на месте братского кладбища жертв Первой Мировой. Уже в наше время в парке стали появляться часовни и памятные знаки, призванные увековечить память погибших.

Еще одно интересное место для любителей истории — Мост Победы. В районе Сокол при обороне Москвы в Великую Отечественную было 3 линии военных укреплений. Именно на путепроводе Ленинградского шоссе защитниками столицы были остановлены немецкие мотоциклисты. В честь события и героизма всех, кто встал против захватчиков, и назван мост.

Рядом со станцией есть и развлекательные объекты: масса уютных кафе и ресторанов, антикафе «Греча». С детьми очень рекомендуем посетить «Экспериментариум», «Арену Стем», посмотреть в ТЦ «Авиапарк» огромнейший цилиндрический аквариум, а также подняться на смотровую площадку Центрального детского мира, чтобы восхититься невероятным видом на Москву.

Время работы

Станция «Сокол» работает, как и весь Московский метрополитен — каждый день с 5:30, а двери вестибюлей закрываются в 1:00.