Марфо-Мариинская обитель любви и милосердия в Москве
Марфо-Мариинская обитель, один из самых молодых и необычных монастырей российской столицы, – чудесный уголок Замоскворечья и памятное место в дореволюционной и современной истории православной Москвы. Обитель расположилась в пределах Садового кольца, на одной из старейших московских улиц – Большой Ордынке, которая после проведенных здесь ремонтно-реставрационных работ стала прекрасным местом для прогулок.
Архитектурный ансамбль женского монастыря включает в себя комплекс зданий преимущественно начала XX века. Главным же украшением обители является соборный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, выстроенный в неорусском стиле. Территорию обители нельзя назвать просторной, но она прекрасно организована, и здешняя атмосфера вполне располагает к неспешным прогулкам, душевным беседам и даже к творчеству. Сюда любят наведываться художники, запечатлевающие замечательные виды монастыря.
К его воротам часто подъезжают автобусы с экскурсантами и паломниками, но, но и они не привносят суету в тихую обитель. Посетители не спеша осматривают храм, музей или прогуливаются по чудесному саду с роскошными розами, кустарниками и аккуратными газонами.
Живут в Марфо-Мариинской обители принявшие строгий устав монахини (они носят черные облачения), и сестры милосердия, тут их называют белыми сестрами. Эти насельницы выделяются светло-серыми рясами, подобными иноческим, а также белоснежными уборами-апостольниками, прикрывающими волосы. Покрой этих одежд создан самой великой княгиней Елизаветой Федоровной, основавшей монастырь в начале минувшего столетия.
История
Недолгая история Марфо-Мариинской обители любви и милосердия неотделима от драматической судьбы женщины с великой и светлой душой, носившей венец великой княгини Российской империи.
В феврале 1905 года у Никольской башни Московского кремля прогремел взрыв. Жертвой террориста-революционера Каляева стал великий князь Сергей Александрович Романов. Овдовевшая княгиня Елизавета Федоровна отрешилась от придворной жизни, найдя утешение в уединенных молитвах. Однажды скрепя сердце, она посетила убийцу в тюремной камере, подарила ему Святое Писание и по-христиански простила этого человека. Однако на ее прошение к государю о помиловании преступника император Николай II ответил отказом.
В 1909 году княгиня продала свои драгоценные украшения и купила на Ордынке просторную усадьбу с чудесным садом. Здесь она открыла женскую обитель, где и поселилась. Елизавета Федоровна назвала свой монастырь во имя Марфы и Марии, сестер новозаветного праведника Лазаря. Евангелие описывает Марфу как неутомимую и бескорыстную труженицу, Мария же была склонна к молитвенному общению с Богом. В их гостеприимном доме часто бывал странствующий по Палестине Иисус Христос, проповедуя любовь и милосердие. Именно эти христианские добродетели Елизавета Федоровна заложила в основу деятельности созданного ею небольшого сестричества.
Вскоре в обители открылись несколько благотворительных учреждений: госпиталь, аптека с бесплатными лекарствами для нуждающихся, столовая, детский приют. В 1912 году монастырскую территорию украсил соборный храм во имя Покрова Богородицы, возведенный известным зодчим Алексеем Щусевым в неорусском стиле. Росписи и мозаичные панно интерьеров выполнили художники Михаил Нестеров, Павел Корин и другие мастера. В монастыре нередко проводились заседания Императорского Палестинского общества, председателем которого состояла великая княгиня.
В годы Первой мировой войны сестры обители оказывали помощь не только раненым русским солдатам, но и военнопленным противникам. Княгиня была урожденной немецкой герцогиней, и ура-патриоты даже заподозрили ее в измене.
Узнав о революции большевиков-социалистов, Елизавета Федоровна отказалась от возможности покинуть Россию, оставшись в своем монастыре, ухаживая за москвичами, ранеными в новой смуте. Но в начале мая 1918 года княгиню арестовали чекисты и отправили узницу за Урал. В июле того же года ее вместе с несколькими членами императорской семьи большевики зверски казнили – сбросили в шахту живыми. В октябре войска Белой гвардии оттеснили красноармейцев из Алапаевска. Тело великой княгини Елизаветы доставили в Иерусалим, где и погребли в храме во имя Марии Магдалины у подножья Елеонской горы.
Тем временем, созданный ею монастырь был распущен, в его помещениях организовали трудовую коммуну. В стенах Покровского собора размещался кинотеатр и клуб авторемонтного завода. Когда Моссовете обсуждался снос монастырских построек, на их защиту встали уважаемые ученые и общественные деятели. Им удалось отстоять весь архитектурный комплекс.
Во время Великой Отечественной войны в монастыре размещалось подразделение противовоздушной обороны столицы. В послевоенные годы исторические здания заняли художественно-реставрационные мастерские.
В 1990 году на территории Марфо-Мариинского монастыря установлен памятник его основательнице, а в 1992-м монашеская жизнь здесь возродилась. Но Покровский собор удалось освободить от «постояльцев» только к 2006 году. Великомученица Елизавета Романова причислена к сонму святых Русской Православной Церкви.
Современная обитель
Сегодня в обители около тридцати насельниц. Все они прошли в свое время серьезное психологическое собеседование. Ведь стремящиеся к монастырской жизни женщины, как правило, ищут молитвенного уединения от мирской суеты. В Марфо-Мариинской обители совсем другая специфика служения: в монастыре действует несколько социальных программ, и здешние сестры должны обладать призванием к ежедневному доброжелательному общению с людьми. Между тем, обитель располагает закрытым подворьем в селе Каменки Волоколамского района под Москвой, где монахини живут по строгому уставу в обычных монастырских служениях.
При монастыре действует детский дом для девочек-сирот, центр семейного устройства, благотворительные фонды. Тут проводятся семинары в православной школе приемных родителей для желающих удочерить ребенка. Десятки семей, в которых живут малыши с неизлечимым недугом ДЦП, находятся под сострадательным омофором патронажной службы этой обители милосердия.
В Крыму, под Севастополем, летом действует монастырское подворье-дача, куда бесплатно приглашаются на отдых семьи с детьми-инвалидами.
Колоссальный объем социальной деятельности Марфо-Мариинских сестер помогают выполнять около 250 врачей, психологов, педагогов и множество волонтеров. Финансируются немалые затраты за счет пожертвований верующих и щедрых меценатов.
Прогулка по обители
Тихая Марфо-Мариинская обитель прячется за невысокой белой стеной. Войдя сюда через врата с резной деревянной решеткой, неожиданно обнаруживаешь, что внутреннее пространство монастыря гораздо более обширное, чем представляется, когда находишься снаружи. Слева от входа расположена миниатюрная привратная сторожка с часовней Серафима Саровского. Справа расположено белое здание, возведенное в середине позапрошлого века и перестроенное в 1911 году. Здесь, в бывших покоях Елизаветы Федоровны, разместился посвященный ее памяти мемориальный музей.
В небольшом вестибюле на первом этаже посетителей встречает фотопортрет великой княгини. Отсюда узкая лестница поднимается на второй этаж, где по фотографиям 1911 года воссозданы интерьеры двух комнат – молельни и приемной. В экспозиции демонстрируются личные вещи настоятельницы, любопытные фотографии, документы, среди которых письмо из Алапаевска с наставлениями для сестер. Музейная коллекция хранит также личные иконы Елизаветы Федоровны, в том числе созданные ее руками образа Спаса, праведных Марфы и Марии. Сохранился и личный рояль княгини, который никогда не покидал эти стены. В прошлом веке, когда здесь находился детсад, на нем музицировали во время детских утренников. Многие другие предметы аутентичного интерьера, оказавшиеся в частных коллекциях, выкуплены специально для музея.
Облик великой княгини воплощен в памятнике. Скромная фигура настоятельницы возвышается на пьедестале с высеченными на нем словами: «Великой княгине Елисавете Феодоровне с покаянием». Беломраморное изваяние можно увидеть у северной стены храма Покровского собора, построенного в 1912 году и ставшего композиционным центром архитектурного ансамбля монастыря. Облик храма весьма необычен, так как совмещает в себе строгие черты древнерусского зодчества и в некотором роде легкомысленность, проявляющуюся в несимметричных окошках, куполах необычной формы, своеобразном изяществе. Вольная интерпретация канонов церковной архитектуры не пугала княгиню. Она с энтузиазмом приняла концепцию автора проекта – Алексея Щусева, являвшегося в то время лидером неорусского направления в зодчестве, представлявшего собой национальную версию стиля модерн.
Стены храма украшают рельефные кресты и богатая белокаменная резьба. С западной стороны храма расположены две звонницы с 12 колоколами, увенчанные вытянутыми главами. Между ними над порталам – мозаика с ликом Спасителя, выполненная живописцем Михаилом Нестеровым. Кисти этого талантливый художника, которого очень ценил покойный муж настоятельницы, принадлежит и роспись внутренних интерьеров собора, лишенных привычного для православных соборов засилья сусального золота. Наиболее значительная композиция, украшающая храм, называется «Путь ко Христу». Соборные фрески отличаются интересными сюжетами, а в образах Марфы и Марии можно рассмотреть черты Елизаветы Федоровны.
Спустившись по потайной лестнице, вы окажетесь в храм-крипте во имя Сил Небесных и Всех Святых. Великая княгиня желала упокоиться именно здесь, в этих же стенах предполагалось устроить усыпальницу и для сестер обители. Расписывал крипту Павел Корин, 20-летний помощник Михаила Нестерова, ставший впоследствии известным живописцем. Специалисты считают, что фрески в крипте, относящиеся к 1916 году, – последняя храмовая роспись, созданная в дореволюционной Москве.
В больничном корпусе, расположенном рядом с бывшими покоями настоятельницы, находится второй храм обители, освященный в 1909 году в честь евангельских сестер-праведниц Марфы и Марии. Именно здесь великая княгиня и ее первые сподвижницы были посвящены в крестовые сестры. Церковь была обустроена таким образом, чтобы тяжелобольным удавалось лежа наблюдать за богослужениями через открытые двери. Умерших в больнице переносили в часовню, расположенную у южной стены обители, где сестры читали псалтырь. Часто по ночам здесь молилась и сама Елизавета Федоровна.
У северной стены монастыря расположено трехэтажное здание начала XX столетия. Это сестринское общежитие, соединенное с аптекой и амбулаторным покоем.
Ансамбль Марфо-Мариинского монастыря, как и в начале прошлого столетия, гармонично соединяет в себе внутреннюю и внешнюю красоту, во многом благодаря здешнему саду. Настоятельница, очень любившая цветы и умело ухаживавшая за ними, сама принимала участие в посадках растений. Архитекторы, занимавшиеся воссозданием ландшафта обители, использовали старинные фотографии, запечатлевшие монастырский сад, созданный в традициях садового искусства XVIII-XIX веков. Здесь и сегодня очень приятно прогуливаться, отдыхать на расставленных лавочках или в беседке, а младшее поколение с удовольствием проводит время на специально обустроенной игровой площадке.
Практическая информация
Обитель милосердия открыта для посещений ежедневно с 08:00 до 19:00.
Монастырский музей работает с 09:00 до 18:00, понедельник – выходной день.
Марфо-Мариинская обитель любви и милосердия — https://www.mmom.ru/.
Экскурсии и цены
Обзорные экскурсии по музею основательницы обители (продолжительность – 1 час) проводятся ежедневно, кроме понедельника. Экскурсионное посещение Покровского собора в сопровождении одной из сестер обители возможно только по воскресеньям.
Где остановиться
На ограниченной территории Марфо-Мариинского монастыря гостиница для паломников не предусмотрена. Но в ближайших окрестностях можно найти недорогой по московским меркам ночлег. К примеру – в отеле Crossroads 3*, он находится в километре к востоку от обители, на Космодамианской набережной, 32/34. Стоимость номеров – от 1 600 рублей/сутки.
Как добраться
Монастырь расположен в центре Москвы, на улице Большая Ордынка, 34, в двух шагах от Третьяковской галереи. Ближайшая станция метро – «Полянка», она находится в пяти минутах ходьбы к западу от обители. Недолго придется идти и от станций «Третьяковская» или «Новокузнецкая», они находятся немногим далее к северо-востоку.