Крымский мост – единственный подвесной мост в Москве
Всегда существовали и будут существовать творения рук человеческих, не теряющие актуальности, а только совершенствующиеся со временем. Одним из таких проявлений технической смекалки, новаторских подходов и где-то даже человеческого гения является московский Крымский мост. Он существовал просто как переправа, ещё не будучи мостом. Он рос и развивался вместе с Москвой и достиг высшей точки своего развития в проекте Александра Власова.
Крымский брод
Вопреки утверждениям многочисленных источников, Крымский брод как первая переправа через Москву-реку в районе нынешней Якиманки возник вовсе не из-за особого удобства. С XII века и до повышения общего уровня реки переправиться через неё в период мелководья можно было в десятке мест. Переправа в районе нынешнего Крымского моста была удобна тем, что отстояла довольно далеко от Кремля, чем активно пользовались разного рода захватчики от татар до поляков. Но до укрепления русского государства в середине XVII столетия эта переправа была скорее головной болью, чем средством коммуникации.
Платная переправа
Государство стало крепче – увеличился торговый оборот. Для перевозки товаров в Москву и из неё устроили платный перевоз. Конструкция его затерялась в истории, видимо, это были какие-то мостки в особо глубоких местах. Говорят, что переправа проработала чуть ли не до середины XIX века – была дешевле, чем проезд по уже построенному мосту.
Первые мосты
Первый мост был наплавным – длинные понтоны скрепляли канатами и упирали во вбитые в дно сваи, даже перила имелись. Затем, после устройства Водоотводного канала и подъёма уровня реки, построили как бы постоянный мост, лежащий на сваях. Посередине был 15-метровый подъёмный пролёт для прохода судов. Но и наплавной, и свайный мост были временными – каждый ледоход их разбивало.
Мост Струве и Шпейера
Подоспела промышленная революция, и в 1873 году Москву-реку украсил железный мост работы Аманда Струве и Владимира Шпейера. С виду он был как плоская коробка из лесенок, москвичи сразу прозвали его «мышеловка». Впрочем, парижане однажды тоже сетовали на решётчатое чудище, уродующее их красивый город. Это было через 16 лет, когда в Париже построили Эйфелеву башню.
По Крымскому мосту курсировал трамвай, оставалось место для двух полос движения, а тротуары были вынесены за профиль моста. Судьба этого сооружения необычна. При строительстве нового, нынешнего Крымского моста, старый сначала поставили ниже по течению, а потом сплавили в село Заозёрье и поставили на Новорязанское шоссе. В 1964 году Ту-22, выполнявший испытательный полёт, врезался прямо в мост. Экипаж из четырёх лётчиков-испытателей погиб, а самолёт разрушился так, что даже не удалось установить причину катастрофы. Мост тоже был повреждён и его разобрали на металлолом.
Мост нынешний
Нынешний Крымский мост был построен в 1936 — 938 году в рамках реализации Генерального плана реконструкции Москвы. Автором проекта был Александр Власов. Мост сразу решили сделать подвесным, в Москве таких ещё не было (и нет). Сначала Власов хотел сделать его арочным, но после консультаций с более опытными товарищами и металлургами решил остановиться на конструкции с высокими опорами.
Длина собственно моста превышает 260 метров, ещё по 200 метров – подходы по обоим берегам. Все конструкции общим весом 10 000 тонн были изготовлены в Краматорске, что сейчас на Украине. Со времени постройки мост пережил два ремонта, но ресурс его далёк от исчерпания.
Крымский мост пересекает Москву реку на 172 км её течения, в Москве это означает между стрелкой с памятником Петру I и Андреевским мостом. Ближайшие станции метро – «Парк культуры» с западной стороны и «Октябрьская» с восточной.