Московский императорский речной яхт-клуб

Московский императорский речной яхт-клуб 2020

На самой оконечности узкого мыса, образованного Москвой-рекой и Водоотводным каналом, можно увидеть стильное здание Московского императорского речного яхт-клуба, построенное в конце XIX века.

Организация яхт-клуба

Сам яхт-клуб был образован в 1867 году. При этом скорость прохождения прошения об организации клуба и утверждения его устава поразили даже знавших о покровительстве генерал-губернатора В. А. Долгорукова авторов прошения: купца Ивана Андерсона, фабриканта Роберта Пелтцера и дворянина Константина Шиловского. Подав документы в марте, они уже в начале июля получили одобрительный рескрипт императора Александра II.

Интересно, что и в те далёкие годы практика навешивания на просителя косвенных обязанностей цвела пышным цветом. Московское полицейское управление «спихнуло» на ещё не существующий клуб спасение на водах, Долгоруков предписал проводить бесплатно минимум одно общественное мероприятие, а МВД (его функции тогда были намного шире нынешней полиции) сурово вменило членам яхт-клуба регулярные физические упражнения в виде бега, «стрельбы в цель» и гимнастики. Учредители клуба обязанности выполняли: готовили инструкторов, занимались с детьми и практиковали физические упражнения.

Яхт-клуб на Стрелке 1890
Яхт-клуб на Стрелке 1890

Появление собственного здания

Несмотря на то, что в члены яхт-клуба были сразу приняты люди, мягко говоря, небедные, его развитие не поражало темпами. Летопись организации бережно хранит записи о покупке сарая для лодок, аренде участка земли за 100 рублей в год, и о постройке каменной пристани. Деревянный павильон, где можно хотя бы от укрыться от дождя (такие тогда называли «вокзал») на стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала, где располагался яхт-клуб, был построен через 10 лет после основания клуба, а строительство здания запланировали в 25-ю годовщину.

Ножки протягивали строго по одёжке, ведь максимальный взнос составлял 15 рублей в год. Собрав нужную сумму, заказали архитектору Карлу Трейману здание в не совсем внятном стиле, но со шпилём, флагштоком и имитацией маяка. В кирпичном здании явно угадываются элементы готики и русского стиля. Но самое главное — оно отлично вписывается во все возможные ракурсы, хоть с реки, хоть с суши.

Отдельная страница в истории Московского яхт-клуба всегда отводится братьям Шустовым. Буфет клуба с момента основания славился своей кухней (буфетом этот шикарный ресторан был только по названию). Когда же винным погребом в нём стали заведовать производители легендарных шустовских напитков, отбоя от посетителей и вовсе не стало. Пришлось внести в устав специальный пункт: посетить буфет можно только с одним из членов и после уплаты 50 коп. серебром. Случались, видимо, и эксцессы, так как особая запись делала члена-поручителя ответственным за долги его гостей, сделанные в буфете.

Новые времена

Водная станция ВЦСПС на стрелке
Водная станция ВЦСПС на стрелке, 1952

Яхт-клуб и соревнования, организованные под его эгидой, были очень популярны. К счастью, революции принципиально ничего не изменили, разве что в клубе устроили ещё и детскую школу. Помешало развитие города — движение по Москве-реке стало очень интенсивным и опасным для гребцов. нормально тренироваться они могли только ранней весной и поздней осенью, до ледохода и перед ледоставом. Постепенно занятия греблей переместились на Водный стадион, а ещё позже, перед Олимпиадой-1980, на специально построенный канал в Крылатском.

Тем не менее, яхты никуда не исчезли, причалы для них работают и сейчас. А изюминкой яхт-клуба стали торжества, в основном, свадьбы. Здание клуба переделано в лофт, в подвале размещают кухню. Молодожёны прибывают на торжество или покидают его хоть на яхте, хоть на речном трамвае, не забыв возложить цветы к памятнику Петру I, к которому ведёт красивый мостик.

Свободного доступа на территорию нет, а снаружи лучше всего посмотреть на здание с Крымской набережной. Оттуда можно одним взглядом охватить Храм Христа Спасителя, памятник Петру I и здание Московского императорского речного яхт-клуба. Добраться до набережной удобнее всего пешком от станции метро «Полянка», пройдя мимо «Президент-отеля» и Никольской церкви.

0 0 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии