Собор Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного

Оглавление

Собор Василия Блаженного – самый известный и самый эффектный из храмов, расположенных в историческом ядре Москвы. Впечатляя своими замысловатыми луковичными главами и дивным многоцветием декора, он доминирует над всей Красной площадью. Общепринятое народное, название храма связано с именем высоко чтимого в московских пределах юродивого Василия Блаженного, а освящен собор во имя Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Произошло это знаменательное событие в далеком 1561 году.

Как добраться

Великолепный храм является гордостью россиян и объектом паломничества иностранных туристов, стремящихся запечатлеть его на камеры и фотоаппараты со всех возможных ракурсов. Собором Василия Блаженного, действительно, можно любоваться бесконечно, находя в его облике все новые детали. Сложно даже сказать, когда именно он предстает в наиболее эффектном образе: при дневном освещении или после заката, в лучах прожекторов иллюминации.

Собор Василия Блаженного

Примечательно, что внешнее убранство храма Василия Блаженного заметно более пышное и величественное, чем оформление его интерьеров. Это неудивительно, ведь задуман он был как архитектурный монумент русскому воинству, покорившему Казанское ханство, которое постоянно угрожало Московскому царству. Под сводами собора, включающего 11 церквей, объединенных узкими лабиринтами, царит атмосфера средневековья. Здесь хранится огромная коллекция икон, церковной утвари. В убранстве храма – фрески XVI столетия, темперная роспись XVII века, монументальная масляная живопись XVII- XIX столетий. Для внимательного осмотра всех знаковых раритетов в его интерьерах, понадобится часа полтора-два. По воскресеньям в соборе проводятся богослужения.

Ближайшие к храму Василия Блаженного станции метро – «Охотный ряд», «Театральная», «Площадь Революции». Чуть дольше придется идти от станции «Китай-город». 

До собора можно добраться и на автобусе № 158. Выходить нужно на остановке «Красная площадь».

История

«Храм Василия Блаженного» 1830—1840-е, художник Рабус Карл Иванович
«Храм Василия Блаженного» 1830—1840-е, художник Рабус Карл Иванович

В 1552 году Иван IV одержал победу над татарами и захватил главный город Казанского ханства – Казань. В ознаменование этого события царь приказал построить собор, который поражал бы своим великолепием. Традиционно считается, что во время Казанских походов Ивана Грозного на площади, которую вскоре нарекут Красной, строились миниатюрные деревянные церкви. Их появление ознаменовывало знаковые победы отечественного воинства в баталиях с татарами. Вырастали эти часовни близ главного храма – Троицкой церкви. После взятия Казани, состоявшегося на следующий день после праздника Покрова Пресвятой Богородицы, государь решил объединить культовые постройки в единый Покровский собор. Освящение созданного из дерева храма с семью приделами произошло 1 октября 1554 года. Однако уже в следующем году он был демонтирован, а на том же месте начали строить собор из камня. На едином основании были поставлены 9 компактных обособленных церквей – восемь увенчанных главами приделов, симметрично окружавших высокую центральную башню церкви Покрова. Приделы были освящены в 1559 году, а 29 июня 1661-го состоялось торжественное освящение всего собора. Этот день и вошел в анналы истории как официальная дата завершения его строительства. Позже были возведены шатровая колокольня, придел в честь Василия Блаженного и другие пристройки.

Имя святого овеяно целым сонмом легенд. В самой распространенной повествуется о том, что он собственноручно собирал деньги для возведения будущего храма. Монеты юродивый приносил на площадь и рассыпал их, перебрасывая через правое плечо. Ни один человек, включая самых прожженных воров, не отваживался к ним прикасаться. Накануне своей кончины в 1552 году блаженный вручил собранные средства Ивану Грозному, который и повелел возводить храм именно на этом месте. Самодержец одновременно почитал и боялся старца, помня о его сбывающихся мрачных предсказаниях, в частности о пожаре, который чуть не уничтожил Москву в 1547 году. Согласно преданию, царь с боярами сами несли одр с умершим юродивым к последнему пристанищу на погосте Троицкой церкви, позже оказавшемся в пределах стен каменного Покровского храма.

В 1588 году горожане заговорили о дивных событиях, происходивших у места упокоения Василия Блаженного, и унаследовавший трон по смерти Ивана Грозного его сын Федор, также прозванный Блаженным, велел добавить к восьми приделам Покровского собора еще один, во имя легендарного юродивого. Придел вырос там, где тот был погребен, в его же стенах разместилась серебряная рака, куда поместили святые мощи. Десятая церковь стала единственно отапливаемой в соборе, и молебны здесь, в отличие от соседних приделов, проводились ежедневно в любую пору года. С появлением этой часовни весь Покровский собор в народе стали именовать храмом Василия Блаженного.

Изображение Святого Василия Блаженного у Покровского собора, сделано до XIX века
Изображение Святого Василия Блаженного у Покровского собора, сделано до XIX века

Легендами овеяно и авторство архитектурного проекта собора. Одна из них повествует о зодчих Барме и Постнике, которых восхищенный красотой храма Иван Грозный велел ослепить, дабы подобный шедевр не был создан вновь. Согласно другой версии, зодчим предстает один мастер – Иван Яковлевич Барма, прозванный Постником за то, что всегда свято чтил строгий пост. Но в этом случае легенда об ослеплении выглядит сомнительно, т. к. имя Постника как автора других значительных построек встречается при летописных описаниях более поздних событий. Существует также версия о том, что собор возводился по проекту иностранного архитектора.

Легендами овеяно и авторство архитектурного проекта собора. Одна из них повествует о зодчих Барме и Постнике, которых восхищенный красотой храма Иван Грозный велел ослепить, дабы подобный шедевр не был создан вновь. Согласно другой версии, зодчим предстает один мастер – Иван Яковлевич Барма, прозванный Постником за то, что всегда свято чтил строгий пост. Но в этом случае легенда об ослеплении выглядит сомнительно, т. к. имя Постника как автора других значительных построек встречается при летописных описаниях более поздних событий. 

Легендами овеяно и авторство архитектурного проекта собора. Одна из них повествует о зодчих Барме и Постнике, которых восхищенный красотой храма Иван Грозный велел ослепить, дабы подобный шедевр не был создан вновь. Согласно другой версии, зодчим предстает один мастер – Иван Яковлевич Барма, прозванный Постником за то, что всегда свято чтил строгий пост. 

Храм Василия Блаженного

Но в этом случае легенда об ослеплении выглядит сомнительно, т. к. имя Постника как автора других значительных построек встречается при летописных описаниях более поздних событий. Существует также версия о том, что собор возводился по проекту иностранного архитектора.

Еще одно предание связывает облик знаменитого православного храма с мечетью Кул-Шариф, украшавшей Казань и разрушенной после штурма города. Над нею возносились восемь минаретов, именно их якобы и олицетворяли восемь приделов столичного собора.

Известно, что в 20-х годах XVIII века храм Василия Блаженного вмещал в себя уже 18 церквей (престолов), однако в 80-х по велению Екатерины II собор был реконструирован, часть приделов упразднили, но восьмеричная символика храма сохранилась.

В 1812 году, когда солдаты Наполеона вторглись в практически безлюдную Москву, они использовали храмовые помещения в качестве конюшен. Во время отступления французский император велел взорвать храм. Согласно преданию, приказ сопровождался словами: «Сожгите эту мечеть». Но в хаосе, царившем при эвакуации, распоряжение выполнено не было. «Чудесная» же версия спасения храма гласит о том, что неожиданно хлынувший дождь погасил уже зажженные фитили.

Панорама Москвы 1820-х годов
Панорама Москвы 1820-х годов

С 1839 по 1845 год проходила большая реконструкция храма. Масштабные работы проводились и в 90-х годах XIX века, когда соборная ризница была украшена разноцветными витражными окнами.

При советской власти собору удалось уцелеть, хотя над ним нередко сгущались тучи. В 1918-м был расстрелян настоятель собора отец Иоанн (Восторгов), в этом же году власти приступили к музеефикации храма, хотя службы здесь все еще проводились. Табу на отправление культа было наложено в 1929 году, когда музей «Покровский собор» уже обладал статусом филиала Государственного исторического музея. В 30-х годах Каганович, «прославившийся» уничтожением известнейших культовых построек Москвы, задумал избавиться и от этой жемчужины архитектуры, чтобы расширить пространство для проведения помпезных мероприятий. Общеизвестна легенда о том, что он представил Иосифу Сталину макет главной площади страны со съемной фигуркой собора, и в определенный момент резко ее убрал. Говорят, озадаченный генсек отреагировал ставшей крылатой фразой: «Лазарь, поставь на место».

Покровский собор в 1973 году
Покровский собор в 1973 году

С 1991 года собор является в одно и то же время филиалом Исторического музея и действующим храмом, где дозволено проведение регулярных богослужений. К 2001 году, дате 450-летнего юбилея этого архитектурного шедевра, были завершены в целом реставрационные работы, продолжавшиеся десятилетие.

Собор сегодня

Храм Василия Блаженного

Неисчерпаемое разнообразие отделки луковичных куполов и многоцветие внешнего убранства храма Василия Блаженного свидетельствуют о его русских корнях, но в характерных чертах облика собора присутствует и влияние константинопольского искусства. Византийские мотивы прослеживаются в мозаиках и фресках храма, а также в первоначальном плане его центральной части, окруженной приделами. Венчающие же их купола с волнистой поверхностью и многочисленными гранями, изразцы, переливающиеся зеленым, синим, красным и желтым, – это уже характерная черта чисто русского зодчества. Ни один из куполов не повторяет другой, но подкупольные барабаны декорированы единым рисунком карнизов, кокошников, окон и ниш.

Храм Василия Блаженного

Расположение куполов, впечатляющих пышным разноцветьем, на первый взгляд кажется бессистемным, однако при ближайшем рассмотрении можно выделить четкую схему их чередования: четыре маленьких купола расположены в промежутках между четырьмя большими. Ни одна деталь архитектурной композиции не повторяется. Именно изощренная хаотичность архитектурных форм составляет уникальность облика собора Василия Блаженного.

В плане храм представляет собой восьмиконечную звезду – символ, тесно связанный с образом Божией Матери. Массивная центральная церковь Покрова Пресвятой Богородицы подчиняет и объединяет все окружающие ее постройки. Ее венчает восьмигранный шатер, на котором покоится луковичный купол, гармонирующий с главками меньших приделов – церквей Святой Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, Святых Киприана и Устины, Трех Патриархов Александрийских, Святителя Григория Армянского, Преподобных Варлаама Хутынского и Александра Свирского. 

Вся живописная группа основных построек опоясана снаружи изящной галереей.

Храм Василия Блаженного

Рядом с церковью Святой Троицы разместились приделы Василия Блаженного и Иоанна Блаженного. Последний, «приросший» к собору в 70-х годах XVII века, после реставрации в 2018-м открыт для посещения. Теперь здесь можно увидеть аутентичные Царские врата XVIIIстолетия, росписи, относящиеся к XVII-XIX векам, старинные иконы в серебряных окладах, знаменитую реликвию – железные вериги (цепи), принадлежавшие, согласно преданию, Св. Иоанну Блаженному. Святыней же придела Василия Блаженного и всего собора является декорированная сенью (балдахином) арка над ракой – надгробием юродивого. Сама рака – поздняя, подлинная пострадала в Смутное время. Но укрывающий ее покров с шитым образом святого аутентичный. Рака пуста, мощи Василия Блаженного покоятся под полом, или, как выражаются священники, «под спудом».   

Важными ценностями храма являются специально написанные для его интерьеров иконы: «Знамение со святыми на полях», считающаяся чудотворной, ее реплика на деревянной основе, «Покров с Василием и Иоанном Блаженными». Все три образа созданы в XVIII столетии. Около четырех сотен икон украшают иконостасы собора, они относятся к XVI-XIX векам и представляют собой яркие образцы иконописных школ Москвы и Новгорода. В храмовых стенах представлена не только духовная, но и пейзажная, портретная живопись. Большой художественной ценностью обладает церковная утварь XVI-XIX веков.

Храм Василия Блаженного

Еще с 1990 года Исторический музей начал собирать колокола взамен тех, что были вывезены из собора еще на рубеже 20-30-х годов. Колокола доставляли из разных церквей, и сегодня их собрание – среди наиболее богатых действующих коллекций в стране. На колокольне собора, куда можно подняться с экскурсией, установлены колокола весом от 8 кг до 2,6 тонны. Отлитые как в России, так и за ее пределами, они датируются 1547-1996 годами.

Практическая информация

Собор Василия Блаженного можно посетить в любой день недели. Летом он открыт с 10:00 до 18:00, в мае – с 11:00 до 18:00, в другое время года – с 11:00 до 17:00. Время работы может меняться в дни школьных каникул, во время праздников, проходящих на Красной площади, а также в период, когда температура воздуха опускается ниже — 15 градусов.

Цены и экскурсии

Входной билет в собор обходится в 500 рублей. Для детей до 16 лет вход бесплатный. Аудиогид на русском языке можно арендовать за 300 рублей.

Часовая экскурсия с посещением всех приделов храма для группы из 1-5 человек обойдется в 6 000 рублей, для группы из 6-15 персон – в 6 600 рублей.