Особняк Рябушинского: шедевр русского модерна

Особняк Рябушинского в Москве
Фото с Livejournal.com

Особняк Рябушинского расположен в середине трапециевидного участка между Бульварным и Садовым кольцами, улицами Новый Арбат и Тверской. Внутри этого участка нет станций метро, поэтому до особняка придётся с километр прогуляться пешком, хоть от станции «Арбатская», хоть от «Краснопресненской», хоть от «Тверской». Проще всего пройтись от «Тверской» до пересечения с Малой Никитской, а затем свернуть направо. Особняк Рябушинского стоит почти точно напротив Церкви Большого Вознесения, в которой венчались Александр Пушкин и Наталья Гончарова. Несколько метров мимо заборчика с характерными для построившего дом архитектора Фёдора Шехтеля спиральными завитушками, символизирующими морские волны, и вот он, вход в знаменитый особняк.

История создания особняка Рябушинского

Заказчик строительства, Степан Рябушинский, был одним из восьми сыновей Павла Рябушинского, известного купца и предпринимателя. По счёту он был четвёртым, но старшинство было номинальным — сыновья в семье рождались с календарной точностью — каждый год с 1871 по 1881, за исключением 1875. Рябушинский-отец был известен не только коммерческими успехами, но и ставшей известной на всю Россию пророческой репликой о том, что великая страна может не пережить маленькое правительство. Половина братьев, в том числе Степан, занималась коммерцией, половина предпочитала иные занятия, кто формально не выходя из бизнеса, а кто и получив наличными неслыханный пай в размере 400 000 рублей. Но все без исключения Рябушинские были меценатами, кто науки, кто искусства, кто истории.

Особняк Рябушинского, 1900 год
Особняк Рябушинского, 1900 год
Степан Павлович Рябушинский с женой Анной Александровой и сыном Борисом, 1901 г.
Степан Павлович Рябушинский с женой Анной Александровой и сыном Борисом, 1901 г. Фото с Livejournal.com

Степан Рябушинский прославился любовью к редким и старым иконам. Причём его нельзя было назвать коллекционером в чистом виде — после того, как законодательство стало более терпимым к старообрядцам (а Рябушинские были старообрядцами), Степан Павлович покупал массу икон для передачи их храмам, чем снискал большое уважение. Но и его собственная коллекция была одной из крупнейших в России.

Фотография особняка Рябушинского, 1902[4] год
Фотография особняка Рябушинского, 1902[4] год

Идея построить дом, который позже назовут «Жемчужиной русского модерна», возникла у С. П. Рябушинского в конце XIX века. Он скупил земельные участки на Малой Никитской. Улицы Спиридоновка тогда ещё не было, и будущий дом должен был разместиться в линии. Получилось обширное поместье, но и запросы заказчика были серьёзными: разместить на участке не только дом, но и здания служб. В перечень входили дворницкая, конюшня, кладовая, прачечная, гостевой флигель и т. п. При этом Рябушинский не хотел выставлять дом напоказ, попросив разместить его в глубине участка.

Архитектура

Особняк Рябушинского в Москве
Фото с Livejournal.com
Особняк Рябушинского в Москве
Фото с Livejournal.com

Строительство началось в 1900 году. Согласно желанию заказчика, Шехтель вывел наружу только малую часть фасада: входную арку, крыльцо и небольшую веранду. Между оградой и домом Шехтель разбил небольшой сад. Из-за этого решения осмотреть дом снаружи можно только зимой, когда его не закрывает листва. Верхний уровень выглядящего двухэтажным здания изломан, над крышей возвышается башенка для освещения. На самом деле в доме Рябушинского три этажа — на скрытом верхнем этаже находится комната для молитв. Старообрядцам было запрещено строить храмы, поэтому они устраивали молельни в своих домах. Под самой крышей дом опоясывает яркий мозаичный фриз с изображениями огромных орхидей (сейчас от него осталась только часть над входом). Разнообразят геометрическую простоту стен окна разных размеров и форм, балконы и лоджии, а также входные группы на первом этаже.

Интерьеры

Особняк Рябушинского в Москве
Фото с Livejournal.com
Особняк Рябушинского в Москве
Фото с Livejournal.com

Привычное обитателям многоквартирных домов решение с лестницей в центре и жилыми помещениями вокруг неё, в начале ХХ века, да ещё и в частном особняке было новаторством. Да и сама по себе лестница была произведением искусства. Она выглядит как пенная волна, врывающаяся на второй этаж.

В отделке первого этажа, даже в мелочах, превалирует тема воды и водного мира: паркет выполнен в виде чешуи, светильник держит саламандра, колонну украшают лилии, даже дверные ручки похожи на водоросли. На первом этаже располагались гостиная и столовая. Помещения были просторными, в них свободно себя чувствовали до 100 человек. Курительную комнату из-за её размеров назвали «мужской гостиной». В её оформлении также доминировали мотивы водного мира, даже в лепнине и росписи потолка.

Над входом в рабочий кабинет расположен уникальный витраж, цветовая гамма которого изменяется с изменением освещённости.

Второй этаж более аскетичен — там располагались жилые комнаты и спальни Рябушинских (в семье было двое детей), а также мастерская по реставрации икон. Узкая галерея вела в молельню. В её оформлении заметны столь любимые Шехтелем спирали и элементы абстрактной живописи. Полукруглые своды украшают флуоресцентные звёзды, морские волны и треугольники — символы Троицы.

История использования особняка Рябушинского

Особняк Рябушинского
Арочный проём между столовой и холлом, 1900-е годы

15-летнее проживание семьи Рябушинских в одном из самых интересных домов Москвы закончилось в ноябре 1917 года. После Октябрьской революции Рябушинские спешно, с минимумом вещей, выехали за границу. Тогда многие думали, что большевики — это ненадолго. На самом деле Степан Рябушинский прожил в Италии ещё четверть века, а супруга и дети надолго пережили его.

Особняк же переходил от одного правительственного учреждения к другому. В нём успели поработать один из отделов Наркомата иностранных дел, книжное издательство, архив, детский сад, общество по связям с заграницей, детский сад и даже некое Русское психоаналитическое общество.

После 1931 года судьба особняка неразрывно связана с именем Максима Горького. Советское правительство выделило дом для проживания писателя, вернувшегося из-за границы. Интерьеры особняка были изменены под вкусы и здоровье писателя (Горькому было трудно подниматься по лестнице, поэтому спальню перенесли на первый этаж). Нельзя сказать, что зданию был нанесён непоправимый ущерб, но большая часть мебели и знаменитый мраморный камин были утеряны.

С 1965 года в особняке работает Музей-квартира Максима Горького. Экскурсия в тот музей позволяет ознакомиться и с его экспозицией, и с историей и интерьерами особняка Рябушинского. Экскурсоводы знают интересы публики, и рассказ о жизни пролетарского писателя совмещается с рассказом об истории и особенностях особняка. Входной билет стоит 350 рублей, за разрешение фотографировать нужно доплатить ещё 100 руб.

Отзывы посетителей

Видео про Особняк Рябушинского

Может быть интересно

Дом атомщиков на Большой Тульской

Дом атомщиков на Большой Тульской

Дом атомщиков на Большой Тульской. История возведения, особенности и странности архитектурного стиля. Во сколько обойдется покупка двухуровневой квартиры.

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x