Особняк Рябушинского: шедевр русского модерна

Особняк Рябушинского, 2011 год
Особняк Рябушинского, 2011 год. Производное (цвет) от shakko / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)

Особняк Рябушинского расположен в середине трапециевидного участка между Бульварным и Садовым кольцами, улицами Новый Арбат и Тверской. Внутри этого участка нет станций метро, поэтому до особняка придётся с километр прогуляться пешком, хоть от станции «Арбатская», хоть от «Краснопресненской», хоть от «Тверской». Проще всего пройтись от «Тверской» до пересечения с Малой Никитской, а затем свернуть направо. Особняк Рябушинского стоит почти точно напротив Церкви Большого Вознесения, в которой венчались Александр Пушкин и Наталья Гончарова. Несколько метров мимо заборчика с характерными для построившего дом архитектора Фёдора Шехтеля спиральными завитушками, символизирующими морские волны, и вот он, вход в знаменитый особняк.

Оглавление

История создания особняка Рябушинского

Особняк Рябушинского, 1900 год
Особняк Рябушинского, 1900 год

Заказчик строительства, Степан Рябушинский, был одним из восьми сыновей Павла Рябушинского, известного купца и предпринимателя. По счёту он был четвёртым, но старшинство было номинальным — сыновья в семье рождались с календарной точностью — каждый год с 1871 по 1881, за исключением 1875. Рябушинский-отец был известен не только коммерческими успехами, но и ставшей известной на всю Россию пророческой репликой о том, что великая страна может не пережить маленькое правительство. Половина братьев, в том числе Степан, занималась коммерцией, половина предпочитала иные занятия, кто формально не выходя из бизнеса, а кто и получив наличными неслыханный пай в размере 400 000 рублей. Но все без исключения Рябушинские были меценатами, кто науки, кто искусства, кто истории.

Степан Рябушинский прославился любовью к редким и старым иконам. Причём его нельзя было назвать коллекционером в чистом виде — после того, как законодательство стало более терпимым к старообрядцам (а Рябушинские были старообрядцами), Степан Павлович покупал массу икон для передачи их храмам, чем снискал большое уважение. Но и его собственная коллекция была одной из крупнейших в России.

Идея построить дом, который позже назовут «Жемчужиной русского модерна», возникла у С. П. Рябушинского в конце XIX века. Он скупил земельные участки на Малой Никитской. Улицы Спиридоновка тогда ещё не было, и будущий дом должен был разместиться в линии. Получилось обширное поместье, но и запросы заказчика были серьёзными: разместить на участке не только дом, но и здания служб. В перечень входили дворницкая, конюшня, кладовая, прачечная, гостевой флигель и т. п. При этом Рябушинский не хотел выставлять дом напоказ, попросив разместить его в глубине участка.

Архитектура

Особняк Рябушинского, 2007 год
Особняк Рябушинского, 2007 год. Фото оо NVO / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.5)

Строительство началось в 1900 году. Согласно желанию заказчика, Шехтель вывел наружу только малую часть фасада: входную арку, крыльцо и небольшую веранду. Между оградой и домом Шехтель разбил небольшой сад. Из-за этого решения осмотреть дом снаружи можно только зимой, когда его не закрывает листва. Верхний уровень выглядящего двухэтажным здания изломан, над крышей возвышается башенка для освещения. На самом деле в доме Рябушинского три этажа — на скрытом верхнем этаже находится комната для молитв. Старообрядцам было запрещено строить храмы, поэтому они устраивали молельни в своих домах. Под самой крышей дом опоясывает яркий мозаичный фриз с изображениями огромных орхидей (сейчас от него осталась только часть над входом). Разнообразят геометрическую простоту стен окна разных размеров и форм, балконы и лоджии, а также входные группы на первом этаже.

Интерьеры

Лестница в особняке Рябушинского, 2015 год. Производное (цвет) от Ted.ns / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0)

Привычное обитателям многоквартирных домов решение с лестницей в центре и жилыми помещениями вокруг неё, в начале ХХ века, да ещё и в частном особняке было новаторством. Да и сама по себе лестница была произведением искусства. Она выглядит как пенная волна, врывающаяся на второй этаж.

В отделке первого этажа, даже в мелочах, превалирует тема воды и водного мира: паркет выполнен в виде чешуи, светильник держит саламандра, колонну украшают лилии, даже дверные ручки похожи на водоросли. На первом этаже располагались гостиная и столовая. Помещения были просторными, в них свободно себя чувствовали до 100 человек. Курительную комнату из-за её размеров назвали «мужской гостиной». В её оформлении также доминировали мотивы водного мира, даже в лепнине и росписи потолка.

Особняк С.П. Рябушинского. Парадная лестница, 2013 год
Фрагмент колонны на парадной лестнице, 2013 год. Фото от Shesmax / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0)

Над входом в рабочий кабинет расположен уникальный витраж, цветовая гамма которого изменяется с изменением освещённости.

Второй этаж более аскетичен — там располагались жилые комнаты и спальни Рябушинских (в семье было двое детей), а также мастерская по реставрации икон. Узкая галерея вела в молельню. В её оформлении заметны столь любимые Шехтелем спирали и элементы абстрактной живописи. Полукруглые своды украшают флуоресцентные звёзды, морские волны и треугольники — символы Троицы.

История использования особняка Рябушинского

Интерьер особняка Рябушинского. 1900 год
Интерьер особняка Рябушинского, 1900 год

15-летнее проживание семьи Рябушинских в одном из самых интересных домов Москвы закончилось в ноябре 1917 года. После Октябрьской революции Рябушинские спешно, с минимумом вещей, выехали за границу. Тогда многие думали, что большевики — это ненадолго. На самом деле Степан Рябушинский прожил в Италии ещё четверть века, а супруга и дети надолго пережили его.

Особняк же переходил от одного правительственного учреждения к другому. В нём успели поработать один из отделов Наркомата иностранных дел, книжное издательство, архив, детский сад, общество по связям с заграницей, детский сад и даже некое Русское психоаналитическое общество.

После 1931 года судьба особняка неразрывно связана с именем Максима Горького. Советское правительство выделило дом для проживания писателя, вернувшегося из-за границы. Интерьеры особняка были изменены под вкусы и здоровье писателя (Горькому было трудно подниматься по лестнице, поэтому спальню перенесли на первый этаж). Нельзя сказать, что зданию был нанесён непоправимый ущерб, но большая часть мебели и знаменитый мраморный камин были утеряны.

С 1965 года в особняке работает Музей-квартира Максима Горького. Экскурсия в тот музей позволяет ознакомиться и с его экспозицией, и с историей и интерьерами особняка Рябушинского. Экскурсоводы знают интересы публики, и рассказ о жизни пролетарского писателя совмещается с рассказом об истории и особенностях особняка. Входной билет стоит 350 рублей, за разрешение фотографировать нужно доплатить ещё 100 руб.