Чем интересна станция метро Павелецкая

Павелецкая станция метро, посадочная платформа, 2012 год
Павелецкая станция метро, посадочная платформа, 2012 год

Современный Московский метрополитен характеризуется значительной разветвленностью и удобством пользования. Станция Павелецкая – имеет свои характерные черты, выделяющие ее среди остальных. Особенности архитектуры и внутреннего оформления залов, история создания и специфика перестроек помещений привлекают к себе внимание, и однажды побывав здесь, ее индивидуальность и привлекательность сохраняются в памяти надолго.

История создания

Планировалась постройка станции Замоскворецкого радиуса с 1934 года. Вначале предполагалось выстроить здание станции во второй очереди. Процесс строительства был начат с 1938 года, однако было приостановлено в связи с началом Великой Отечественной войны. Возобновилось оно с 1942 году.

Общий вид станции запланирован был аналогично Маяковской, в ходу рассмотрения были одобрены новшества конструктора А.Н.Пирожковой, которые позволили придать оригинальность внешнему виду зала и существенно упростить процесс возведения. Образом станции следует считать период расцвета социалистического Донбасса, задумку выпало реализовать архитекторам братьями Весниными. Итогом их работы стал двухсводчатая станция, построенная без центрального зала, а также пилонный участок около эскалатора.

Открытие станции состоялось ближе к концу 1943 года в числе третьей очереди. 1948 год ознаменовался реконструкцией станции, которая была приближена к изначальному проекту. Еще одна реконструкция осуществилась в середине 1982 года: произвелись изменения южного вестибюля, который был встроен в помещение Павелецкого вокзала.

Расположение

Рассматриваемая станция включается в Замоскворецкую линию. Она носит свое название в честь вокзала с вестибюлем. Территориально размещается в Центральном округе. Находится относительно недалеко от важной достопримечательности столицы – в 2,7 км от Кремля.

Удобные и просторные переходы позволяют перемещаться внутри метрополитена. На Павелецкую можно попасть с Кольцевого и Замоскворецкого направлений. Каждая характеризуется особенностями:

  1. Станция, относящаяся к Замоскворецкой линии. Существующие два вестибюля, оба ввелись в пользование с разницей в 10 лет: находящийся внутри вокзала южный в один срок с самой станцией (1943 год). Северный введен с 1953 году. Относится к памятникам архитектуры.
  2. Между Добрынинской и Таганской на коричневой линии располагается относящаяся к Кольцевому направлению станция. Через центр зала осуществляется переход к Замоскворецкой линии.

Наземная часть приводит на Зацепский вал.

Переходы

Наиболее длинным во всем метрополитене считается переход с Павелецкой на Кольцевую. Переход ввелся в использование в конце июля 1955 года и начинается лестничной камерой. Она помещена в центре станционного зала. Подъем и спуск разделены между собой, они выходят в коридор для перехода. Он имеет привлекательное оформление, при создании которого использовался привезенный из Грузии мрамор. Внутри камня сохранились древние окаменелости из морских глубин: наутилусы, океанские губки, морские лилии.

Между арками перехода имеются устройства для обеззараживания воздуха, которые не нарушают общей идеи оформления пространства. Сводчатый коридор освещен с помощью светильников, установленных внутри отлично имитированных окон внутри стен помещения.

Обзор оформления

В процессе реконструкции станции, которая была проведена в 1980-х годах, часть южного вестибюля была снесена, и фасад был встроен в здание и сегодня существующего Павелецкого вокзала. Общая площадь его увеличилась шестикратно. Увидеть изначально построенный фасад в настоящее время можно во внутренней части вокзала.

Станция оснащена двумя отдельными наземными выходами, которые располагаются по двум направлением от Павелецкой площади. Открытие южного вестибюля состоялось вместе с самой станцией (конец 1943 года). Февраль 1953 года ознаменовался выполнением реконструкции северного вестибюля: был введен в эксплуатацию эскалаторный зал. Он располагается на цокольном уровне дома в нижней части Новокузнецкой улицы. Верхняя часть помещения зала перекрыта куполом, украшенным лепными розетками, а в центре купола можно увидеть углубление, окрашенное синим цветом, имитирующим небо.

Несколько куполов образуют свод центральной части помещения, основанием которых служат изящные колонны: они декорированы белым мрамором. Наверху расположены кессоны со светильниками. Пол оформлен светлым гранитом. Южная часть является пилонной трехсводчатой.

Интересные факты для туристов

Станция упоминается в романе Д.Глуховского «Метро-2033»: в ней станция является членом Содружества Кольцевой линии, и ее обитатели существуют за счет пошлин от торговли. Художественный фильм, созданный американским режиссером, «Огненный лис» поместил станцию в момент побега К.Иствуда от агентов госбезопасности в ходе инсценировки его смерти.

Что рядом

Интересными достопримечательностями, расположенными рядом, следует считать:

  • театральный музей, который носит имя А.А.Бахрушина. Его экспонаты представлены эскизами костюмов, фотографиями, портретами, предметами декоративно искусства и прикладного творчества;
  • Российский музей леса, направление которого – привить понимание населению ценности леса, помочь людям его полюбить и научиться беречь;
  • динамичная выставка для обмена опытом галерея HSE ART GALLERY предлагает посмотреть произведения художников, провести вечер перформанс и набраться опыта.

Также в непосредственной близости от станции метро Павелецкая можно увидеть такие достопримечательности, как театр «Галерка», музей Московской железной дороги, Зверев мост у запоминающейся архитектурой.

Время работы

Станция, как множество других в метрополитене города, открывается в 5.35 часов, а прекращается функционирование в час ночи. Поток людей достаточно активный в течение всего дня.