Станция московского метро "Цветной бульвар"
Первая ассоциация, возникающая у тех, кто слышит про станцию «Цветной бульвар» — знаменитый цирк. Между тем, во внутреннем зале практически нет прямых отсылок к «соседу» на поверхности, кроме искусно выполненного панно.
История станции
Когда в 80-ых годах проектировалась синяя ветка, Юрий Никулин лично попросил сделать станцию возле своего цирка. Объективно, она там действительно была нужна, чтобы разгрузить наземный общественный транспорт и упростить передвижение маленьких гостей и их родителей.
Официально архитекторами станции «назначили» Филиппова и Погребного, но, по свидетельствам участников стройки, их руководство было номинальным, а по факту в изначальный проект постоянно вносились коррективы и правки, а также оказывалось давление третьими лицами.
Открытие приурочили к новогодним праздникам: двери вестибюля на Цветном бульваре торжественно открылись в последний день 1988 года. Маленькие посетители Елок-1989 выходили непосредственно к цирку уже из новой станции, не тратя время на передвижение на наземном транспорте.
«Цветной бульвар» стал 138-ой станцией московского метрополитена, но на этом, к слову, строительство не останавливалось: МосМетрострой и по сей день расширяет сеть подземки.
Обзор фасада, вестибюля, станции
Станция имеет достаточно стандартную для объектов глубокого заложения конструкцию: она имеет одну островную платформу и три свода, стоящих на пилонах. Поскольку над путями целых 50 метров грунта, опоры имеют не стандартную ширину, а существенно увеличенную. Из-за этого станция кажется визуально «прижатой» и тесноватой.
Отделка станции практически не выделяется из стандартного оформления столичного метрополитена. Пилоны традиционно облицованы белым мрамором, свод побелен, а на полу зала и переходов лежат темные гранитные и мраморные квадраты. Под центральным сводом установлены витражные медальоны, которые органично перекликаются с витражным панно. Все художественные работы выполнены в одной стилистической технике художником Каленским.
Переходный зал имеет главное украшение «Цветного бульвара» — огромное витражное панно общей площадью 25 кв.м. На полотне Каленский мастерски изобразил главных клоунов страны. Панно «Артисты цирка» изображает не только Никулина, Попова и Карандаша (Румянцев), но и в интересной технике передает образы птиц и животных. Яркий витраж стал традиционным местом встреч на станции, а сегодня эффектно подсвеченная картина является прекрасным объектом для совместного селфи.
Вестибюль «Цветного бульвара» органично встроен в здание, принадлежащее МосМетрострою. Стены из красного кирпича с фасада украшены арками, обрамленными белой кирпичной кладкой. Внутренний декор перекликается с наружными элементами, закрепленными на торцах здания — барельефами в виде ромбов. Эти же графические штрихи можно увидеть на декоративных полосах плитки под потолком зала вестибюля.
Эскалаторный зал «Цветного бульвара» освещается массивными шестиугольными люстрами, свисающими с потолка, разделенного белыми фальшбалками на идеальные квадраты. Летом 2015 года вестибюль и станция пережили капитальную реставрацию, в ходе которой:
- были установлены специальные тактильные плиты, позволяющие передвигаться на метро слабовидящим пассажирам;
- были обновлены потолки и напольные покрытия;
- рабочие полностью заменили прежнюю морально устаревшую электропроводку и модернизировали освещение;
- кассы оснастили удобными держателями для сумок пассажиров;
- были установлены новые билетные автоматы.
На входе в павильон «Цветного бульвара» были заменены тяжелые двери на более легкие. В ходе реставрации архитектурный облик был максимально сохранен: подрядчик даже закупил мрамор и гранит с месторождений, откуда поставлялась эта ценная порода метростроевцам в 80-ые годы.
Расположение
«Цветной бульвар» располагается на глубине 50 метров на участке Серпуховско-Тимирязевской ветки между «Чеховской» и «Менделеевской«. Станция достаточно «юна» — она торжественно открылась в последний день 1988 года. Вестибюль «Цветного бульвара» стоит на одноименном бульваре в непосредственной близости к главному цирку страны. Выход в город встроен в здание, принадлежащее МосМетрострою.
Переходы на другие станции
Через южный торец зала «Цветного бульвара» пассажиры могут попасть на «Трубную», чтобы перейти на Люблинско-Дмитровскую ветку. Переход с двумя парами эскалаторов был открыт в 2007 году и облегчил передвижение при необходимости смены линий.
Что рядом
Безусловно, главная достопримечательность близи станции — Цирк Никулина. На бульваре туристы могут вживую посмотреть работы знаменитых скульпторов, посвященные творчеству этого поистине великого человека:
- Памятник Никулину. Скульптуру Рукавишникова установили перед зданием старого цирка в 2000 году в память о 50-летнем труде великого советского клоуна.
- Фонтан «Клоуны». Этот динамичный комплекс Церетели привлекает внимание туристов с 2002 года. В центре композиции — фонтан с фигурой клоуна-эквилибриста с зонтом, а вокруг на площадке располагаются другие классические персонажи цирка.
Вблизи станции масса памятных мест — дом-музей Васнецова, экскурсия по которому приведет в восторг не только детей, но и увлеченных взрослых; памятная доска с барельефом, установленная на доме, где проживал Высоцкий.
Если представления Цирка Никулина вас не интересуют, можно посетить с детьми Кукольный театр Образцова, Театр Дурова. Для взрослой аудитории открыты двери «Новой оперы» и театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. В летние дни и туристам, и москвичам будет приятно прогуляться по саду Эрмитаж, или перекусить в одном из множества ресторанов и кафе, открытых рядом с «Цветным бульваром».
Интересные факты для туристов
Название «Цветной бульвар» закрепился за этим районом Москвы не сразу. В конце XVIII века Неглинную «заключили» в стены из каменной кладки, а уже в 1819 году проблема ее разливов нашла интересное техническое решение — реку спрятали в подземный коллектор.
Спустя 11 лет здесь разбили бульвар, но народ все еще помнил о заключенной «в трубу» ручной пойме, поэтому за ним закрепилось название «Трубный». К середине 19 века на этом месте был организован цветочный рынок, а бульвар в его честь стал называться «Цветным«. Эти топонимы сейчас закреплены в названиях соседствующих станций — «Цветного бульвара» и соединенной с ним «Трубной».
Главная достопримечательность площади перед Цирком Никулина — памятник великого артиста. Он стоит в своем клоунском образе рядом с машиной Adler Trumpf Junior. Именно этот автомобиль участвовал в съемках легендарной «Кавказской пленницы». По задумке скульптора памятник символизирует все то, чем запомнился народу Никулин — невероятно гармоничным совмещением сценического и кинематографического дела.
Интересно, что сначала автомобиль хотели поставить прямо на дороге, но потом во имя безопасности дорожного движения все же перенесли на тротуар.
Время работы
Первые составы отходят с платформы «Цветной бульвар» в 5:43 (на «Чеховскую») и 5:56 (на «Менделеевскую«). Двери вестибюля станции открываются, как и во всем столичном метрополитене, в 5:30, а закрываются за последними пассажирами в 1:00.