Алмазный фонд России: главное хранилище государственных ценностей

Алмазный фонд России в Кремле

Алмазный фонд России
Фото сделано советской комиссией в 1922 г. с основной частью российских коронных драгоценностей и драгоценностей императриц, привезенные в Московский Кремль 1914 г. из Петрограда.

Алмазный фонд находится в юго-западном углу Кремля, на противоположной стороне от Красной площади. Это отдельное подразделение Гохрана России, имеющее свои правила работы и финансовую политику. Т. е. билет на экскурсию в Кремль не даёт права посещения Алмазного фонда.

Кассы Фонда находятся в одной «стекляшке» с кассами Кремля в Александровском саду. Билет стоит 500 рублей (льготный — 100 рублей). Экскурсии начинаются каждые 20 минут с 10:00 до 18:00, с часовым перерывом на обед. Специфика заведения: продают не больше 4 билетов в одни руки, и только на ту часть дня, в которую приобретается билет. То есть, придя к кассе в 10 часов, можно купить билеты только на экскурсии, начинающиеся до обеда, на вечер билеты продают с 13:00.

Теоретически билеты можно приобрести и в кассах в самом Алмазном фонде, но без билета на территорию Кремля в них не попасть. На официальном сайте Фонда есть форма бронирования билетов.

Если идти целенаправленно в Алмазный фонд, в Кремль лучше входить через угловые Боровицкие ворота. Но, чтобы воспользоваться эти входом, нужно быть досконально уверенным в своих вещах. Если охрана сочтёт их не соответствующими правилам, нужно будет возвращаться к Кутафьей башне, в которой есть камера хранения. Войдя в Боровицкие ворота после серьёзного досмотра, нужно повернуть налево. Ближайшее жёлтое здание и будет помещением Алмазного фонда. Вернее, это здание Оружейной палаты, а Алмазный фонд находится в одном из входов.

Экспозиция

Вся постоянно действующая выставка занимает два (скорее, даже полтора) очень небольших зала. Видимо, из соображений безопасности драгоценности демонстрируются в глубоких стенных нишах, поэтому рассмотреть их можно только с одной стороны. Все подборки тематические — императорские регалии расположены отдельно, ювелирные изделия и необработанное сырьё рассортированы по типу камней и материалов, а также по времени изготовления или добычи.

Самые известные экспонаты

Драгоценные украшения во все времена оценивали, исходя из двух критериев: стоимости материалов (если, конечно, уместно называть «материалами» самородное золото и алмазы весом в десятки карат). Затем, используя сложение и умножение, получали примерную стоимость вещи. Так поступили в 1920-х годах большевики, оценивая сокровища перед потенциальной продажей. Получив баснословные суммы в сотни миллионов золотых рублей только за первые ящики с сокровищами, они опешили и подсчёты прекратили выручить такие суммы было невозможно.

Во-первых, на цену ювелирных украшений сильно влияет рыночная конъюнктура, и цена одной и той же вещи может изменяться десятикратно. Во-вторых, существуют изделия, любая цена на которые фиктивна, ибо их ценность заключается в духовной, исторической или культурной составляющих. Любые десятки и сотни миллионов, вырученные, например, за российские императорские регалии, являлись бы преступлением, и масштаб сделки был бы только одним из аспектов преступного деяния. К чести большевиков, они сумели остановиться у опасной черты. Так что ценность ювелирного изделия не всегда определяется арифметическими действиями.

Большая императорская корона

Четвёртая по счёту корона российских императоров была изготовлена для коронации Екатерины II. Георг Экарт, придворный ювелир императрицы, разработал каркас будущей короны, а француз Жереми Позье с помощью других мастеров, инкрустировал императорский головной убор. Его украсили более 5000 камней — алмазы, бриллианты и жемчужины. Венчает корону красный камень под названием «шпинель». Внешне он неотличим от рубина, и до начала ХХ века его и считали рубином. Однако со временем выяснилось, что это самый большой подобный камень в мире.

На момент изготовления короны в 1762 году материалы и работа обошлись в 2 млн. рублей, причём дешевле всего был труд ювелиров — Экарт получил 700 руб., русские мастера и того меньше. Большая корона использовалась для коронаций всех российских императоров, начиная с Екатерины II. Ввиду большого интереса к короне в начале XXI века для демонстрации за рубежом изготовили её копию. Обошлась она в 100 млн. долл.

Малая императорская корона

Демонстрируемая ныне в Алмазном фонде Малая корона побывала на головах минимум двух императриц. По статуту короны муж-император возлагал эту корону на голову супруги сразу после собственной коронации. Такого сакрального значения, как Большая корона, Малая не имеет, поэтому некоторые императрицы заказывали себе собственные регалии, считавшиеся уже их собственностью. Сохранившаяся Малая корона украшена 250 бриллиантами и 25 солитёрами.

Скипетр и держава

Императорские скипетр и державу также изготавливали в спешке перед коронацией Екатерины II — надо думать, в ходе её не очень законного прихода к власти, кое-кто неплохо проредил коронные драгоценности. Ответ «Камни сняты, а золото пущено в дело» на вопрос о том, где находятся держава и скипетр, говорит о многом даже со скидкой на известную российскую расхлябанность.

Заказ на скипетр получил Леопольд Пфистерер, в Алмазном фонде можно увидеть ещё несколько его изделий. Он пошёл по классическому пути — золотой жезл длиной чуть более полуметра инкрустировал бриллиантами и увенчал литым двуглавым орлом. В 1774 году в скипетр был добавлен 200-каратный бриллиант «Орлов», ставший визуальным центром его композиции.

Державу изготовил уже упоминавшийся швейцарец Экарт. Он перехватил полированный золотой шар двумя поясками из бриллиантов — полным горизонтальным и половинным вертикальным. Державу венчает бриллиантовый крест. Уже в начале XIX века под крест поместили 200-каратный сапфир, а место пересечения поясков украсили крупным алмазом.

Другие экспонаты

Императорские регалии — лишь небольшая часть экспозиции Алмазного фонда. Широко представлены другие драгоценности, принадлежавшие российским правителям — аграф Елизаветы Петровны (805 бриллиантов), диадема «Русская жемчужина» (1 000 бриллиантов, жемчуг, платина), знаки Ордена Андрея Первозванного, брошь с сапфиром весом 260 карат, заказанная Александром II для супруги.

Экспонируются также изделия современных ювелиров, коллекция разнообразных самоцветов. Отдельные витрины посвящены дарам российских недр последних лет. Гохран на постоянной основе выкупает у горнодобывающих компаний их продукцию. Из относительно небольших алмазов, добытых в Якутии, к примеру, составлена целая карта России, а в соседней витрине чуть ли не россыпью лежат огромные необработанные алмазы. Напротив в нескольких витринах размещены поражающие воображение золотые самородки.

История Алмазного фонда

Первую попытку учесть и систематизировать государственные ценности предпринял Пётр I, создавший рентерию — контору, в которой хранились драгоценности, принадлежавшие короне. Название ведомства неоднократно менялось, а хранилища переезжали, но коллекция неуклонно разрасталась как за счёт покупки драгоценностей, так и за счёт различных подарков.

Систематическую выставку первой устроила Екатерина II — ценности разместили под стеклянными и хрустальными витринами в специальной Бриллиантовой комнате в Зимнем дворце. Екатерина же завела традицию, соблюдающуюся до сих пор — ценности из коллекции может изъять только первое лицо государства.

К началу ХХ века коллекция стала огромной. В 1914 году, при её эвакуации в Москву, ценности перевозили, считая только ящики. Тем не менее, сокровища Бриллиантовой комнаты оказались в порядке, а вот собственные драгоценности Николая II и его семьи были без описи завёрнуты в вощёную бумагу, что повлекло неприятные последствия.

Печальная страница в истории Гохрана и Алмазного фонда началась в октябре 1920 года — правительство большевиков начало распродавать сокровища. Эмигранты узнавали свои или царские драгоценности, поднимая скандалы — «Советы торгуют ворованным!». Тогда стали продавать ценности тайно, за небольшую часть их цены, обогащая зарубежных спекулянтов. Продажи прекратились лишь в 1938 году, успев нанести серьёзный ущерб репутации Советской власти.

С тех пор коллекция Алмазного фонда только пополняется. Единственным исключением стала передача РПЦ церковной утвари, состоявшаяся в 1998 году.