История Рижского вокзала
Рижский вокзал является одним из десяти действующих вокзалов Москвы. Здание вокзала находится на Рижской площади в Мещанском районе столицы России. Вокзал имеет богатую историю, а его архитектор известен проектированием Витебского вокзала, который расположен в Санкт-Петербурге. Здание Рижского вокзала начало функционировать в 1901 году и реконструировалось лишь один раз.
История постройки
Строительство Рижского вокзала было обусловлено стремительным развитием внешней торговли в России. Появилась необходимость в новых транспортных путях из Москвы в Прибалтику. Железная дорога должна была соединить Москву с Ригой и Виндавой. В 1897 году Николай II издал указ, который предусматривал строительство новой железной дороги. На ее возведение ушло 14 лет.
Одновременно со строительством железнодорожных путей строился и сам вокзал. Рижский вокзал имел как пассажирскую, так и грузовую станцию, а автором проекта стал петербургский архитектор Станислав Бржозовский. Он известен своим планом Витебского вокзала, который был торжественно открыт в 1904 году в Санкт-Петербурге.
Строительством Рижского вокзала руководил Юлий Дидерихс. Он был достаточно молод в период строительства здания вокзала, в то время ему было 30 лет. Здание вокзала официально открыли 11 сентября 1901 года. В тот день произошло торжественное богослужение, которое завершилось распитием шампанского. Несколькими часами позже в Прибалтику отправился первый пассажирский состав, которым воспользовались 800 человек.
Архитектурные решения и стиль вокзала
Здание Рижского вокзала было выполнено в русском стиле. Архитектор Станислав Бржозовский при разработке проекта использовал тенденции русского зодчества 17 века. Одна из особенностей здания Рижского вокзала — расположение путей, которые проходят параллельно зданию вокзала. Это является редким, но интересным и в определенном плане удобным инженерным решением.
Прежние названия Рижского вокзала
Первоначально Рижский вокзал был назван Виндавским. Это название произошло из названия железнодорожного пути, который пролегал из Москвы в латвийский город Виндава. С 1930 года Виндавский вокзал начал обслуживать Балтийское направление, и, следовательно, он был переименован в Балтийский. В 1942 году вокзал стал Ржевским, а уже с 1946 года он приобрел знакомое всем москвичам название Рижский.
Реконструкции Рижского вокзала
Несмотря на более чем вековую историю, Рижский вокзал всего единожды был реконструирован в феврале 1995 года. В результате модернизации экстерьер не пострадал. В рамках реконструкции здания Рижского вокзала специалисты восстановили уникальную лепнину и отреставрировали люстры, которым насчитывается несколько десятков лет.
Еще одно небольшое изменение произошло в 2023 году. Вокзал временно закрыли для пассажиров, так как строители модернизировали транспортно-пересадочный узел. Также было модернизировано здание самого вокзала.
Мы подобрали для вас самую актуальную информацию для посещения Рижского вокзала.