История Московского вокзала
В России существуют два вокзала-близнеца — это Московский и Ленинградский вокзалы. Они были построены по одному проекту, и их истории взаимосвязаны, однако все же они отличаются друг от друга. Московский вокзал является главными железнодорожными воротами Санкт-Петербурга. Он находится на Невском проспекте, 85, поэтому, выходя из вокзала, пассажир сразу находится в центре Северной столицы. Как и многие другие архитектурные сооружения, Московский вокзал имеет свою предысторию.
История постройки
В 1843 году Николай I дал указание построить два вокзала — один в Санкт-Петербурге и другой в Москве, чтобы связать два крупных города и улучшить тем самым инфраструктуру. Строительство вокзалов продолжалось 8 лет, а архитектором являлся Константин Тон. Император доверял вкусу и навыкам Тона, так как архитектор разработал немало проектов монументальных сооружений.
Перед возложением железной дороги от Санкт-Петербурга до Москвы в столице существовала лишь железнодорожная ветка до Царского села. Магистраль, которая соединила два крупных города Российской империи имела длину в 645 километров.
К 1851 завершилось строительство железной дороги и Московского вокзала. План сооружения представлял собой двухэтажное здание. Первый этаж был предназначен для ожидания рейсов, на нем располагались вестибюли и даже личные апартаменты императора. Второй этаж служил местом жительства для руководства и начальника железной дороги.
Вокруг вокзала возвели площадь Восстания, которая в то время называлась Знаменской площадью. Интерьеру здания также уделялось немало внимания, однако это же являлось и минусом. Пассажирам не хватало место на удобное перемещение и хранение вещей. Со временем этот вопрос постепенно решался, а план вокзала часто пересматривался.
До конца эпохи Российской империи в главном зале красовалась статуя Николая I, а после прихода к власти большевиков вместо императора была установлен бюст В. И. Ленина. В 1993 году бюст вождя заменили на бюст первого императора России — Петра Великого.
Архитектурные решения и стиль вокзала
Здание московского вокзала было построено в стиле, который воплощал в себе тенденции итальянского возрождения — неоренессанс. Этот стиль можно узнать по четкой симметрии, строгости и умеренной декоративности постройки.
Посередине сооружения располагается башня с часами, которая указывает на главный вход. Тон использовал в своем проекте арочные проемы и пилястры, которые расположены по периметру здания. Это придает вокзалу возвышенность, тем самым украшая главную площадь.
Первые названия железной дороги
Железная дорога, проходящая от Санкт-Петербурга до Москвы, первое время называлась «Санкт-Петербурго-Московская». После смерти императора она стала носить название «Николаевская». В 1923 железную дорогу и сам вокзал переименовали в «Октябрьский», а современное название «Московский» стало принадлежать вокзалу только в 1930 году.
Здание Московского вокзала
Московский вокзал, так же, как и его «близнец» в столице, был спроектирован архитектором К. А. Тоном и возведен в 50-х годах XIX века. Фасадная часть здания в стиле ренессанс несколько напоминает ратуши в городах западной Европы. В его центральной части над входом расположена башенка с часами.
Старое здание перестало удовлетворять возросшие нужды вокзала, и в начале XX века был объявлен конкурс на его модернизацию. Выиграл проект архитектора В. А. Щуко, предусматривающий снос здания, но работы были прерваны I Мировой войной.
В 50-е годы XX века проводилась реконструкция, позволившая увеличить площадь вокзала за счет цокольного этажа. В вестибюле вместо деревянных колонн установили бетонные, декорировав их и стены в помещении серым мрамором. На потолке разместили панно – творение выпускников Мухинского училища на темы революции. Лепной фриз увековечил дату открытия железной дороги. В новом павильоне у правого крыла вокзала разместился дополнительный выход со станции метро «Площадь Восстания».
К полувековому юбилею ВОСР на вокзале был обустроен световой зал. Одну стену задекорировали красным туфом, в центре зала разместили бюст Ленина, над проходом к перронам установили навес из алюминия.
В 1993 году вместо бюста Ленина поставили скульптурное изображение Петра I. К 300-летию Петербурга была проведена полная реставрация здания, и фасаду вернули его первоначальный розово-бежевый цвет.
Видео "Московский вокзал"
Мы подобрали для вас самую актуальную информацию для посещения Московского вокзала.