Картины Русского музея
Русский музей, основанный в 1895 году, является архитектурно-художественным комплексом, который находится в самом центре Петербурга. В его залах собрана самая крупная коллекция отечественного изобразительного искусства. В этой статье мы расскажем о наиболее значимых картинах из музейной коллекции.
«Портрет гусара Е. Давыдова»
Автор: Орест Кипренский
Год: 1809
Жанр: портрет
Зал: 13
Портрет был написан в период войн с Наполеоном. В образе гусара Давыдова отразились героические личности того времени. Это воин, успевший побывать в боях, рыцарь чести и долга. На заднем плане предгрозовой пейзаж, что в сочетании с ярким красным обмундированием создает неповторимый контраст. В его взгляде читается мечтательность. Русский художник не пытался показать браваду солдата, он старался раскрыть его внутренний мир, его обаяние.
«Последний день Помпеи»
Автор: Карл Брюллов
Год: 1833
Жанр: исторический
Зал: 14
Полотно «Последний день Помпеи» является настоящим достоянием не только самого музея, но и всей страны. Художник работал над созданием картины почти 6 лет. На холсте в 30 кв.м. мы видим страшную трагедию целого народа. Она наполнена фигурами убегающих и телами уже погибших. На лицах отражен ужас и боль. Люди пытаются спастись от неминуемой гибели. На фоне багряного от пожаров неба происходящее выглядит еще более ужасающе.
«Девятый вал»
Автор: Иван Айвазовский
Год: 1850
Жанр: морской пейзаж
Зал: 14
Картина показывает зрителю противостояние человека и сил природы. Мастер виртуозно владел техникой живописи, позволяющей передать весь драматизм и мощь природных явлений. Девятый вал — грозная и разрушительная волна, как рассказывают сами моряки и те, кто живет у берегов океанов и морей.
«Бурлаки на Волге»
Автор: Илья Репин
Год: 1870-1873
Жанр: бытовой
Зал: 33
Картина «Бурлаки на Волге» является одним из выдающихся образцов русской живописи. На полотне запечатлена группа бурлаков, которые единым строем тянут по Волге баржу. Несмотря на кучность, каждый из персонажей наделен своими чертами лица, характером и эмоциями. Среди них есть бойцы, моряки, подростки и даже священник. Впервые подобное зрелище предстало перед художником, когда тот отправился с братом в путешествие по Волге.
«У дверей мечети»
Автор: Василий Верещагин
Год: 1873
Жанр: бытовой
Зал: 28
Художник множество раз объездил Среднюю Азию. Будучи военным, он видел самые страшные картины сражений и того, что они после себя оставляют. Кроме того, он хорошо знал о тягостях жизни в этих краях.
На холсте изображена дверь знаменитой мечети Газрет-Ясави, у которой разместились нищие. В одном сюжете мастер передал всю суть упадка некогда грозной цивилизации.
«Лунная ночь на Днепре»
Автор: Архип Куинджи
Год: 1880
Жанр: пейзаж
Зал: 35
Эта картина стала лучшим достижением мастера. Он смог передать красками фантастический эффект освещения. Глядя на картину, вы как будто видите лунный свет воочию, слышите звуки текущей реки. Погрузив пейзаж в ночную мглу, художник фокусирует взгляд зрителя на струящемся свете и блеске воды.
«Витязь на распутье»
Автор: Виктор Васнецов
Год: 1882
Жанр: художественный
Зал: 28
Невероятная атмосфера картины погружает зрителя в удивительный мир былинной Руси. Витязь на коне остановился в раздумьях перед камнем, который сулит одну погибель. Богатырь склонил голову и никак не может решить, в какую же сторону ему двигаться. Закатный пейзаж на фоне дополняет сюжет особой лирикой, присущей народным преданиям и сказкам.
«Христос и грешница»
Автор: Василий Поленов
Год: 1888
Жанр: религиозный
Зал: 32
В основе сюжета лежит притча из Библии. На холсте изображены мужчины, которые привели к Иисусу женщину. Ее обвиняют в измене и требуют суда по Божьим Законам. На это Христос им сказал: «Кто здесь без греха, пусть первым бросит в женщину камень». Вспоминая свои неправедные поступки, люди стали расходиться. На лицах можно прочитать их эмоции и настроение. Художник смог сделать реальным каждого из персонажей.
«Переход Суворова через Альпы»
Автор: Василий Суриков
Год: 1899
Жанр: батальный
Зал:
Полотно было написано в 100-летию Швейцарского похода армии Суворова. Запечатленные события стали настоящим подвигом, ведь до этого никто не совершал переход через зимние Альпы. На холсте изображено множество солдат, каждый из которых имеет свой характер, мимику и жесты. Выбрав непривычную вертикальную композицию, Суриков смог передать всю опасность и крутизну спуска. Мы видим, как люди на переднем плане словно ныряют в пропасть.
«Шестикрылый Серафим»
Автор: Михаил Врубель
Год: 1904
Жанр: мифология
Зал: 66
На полотне изображен Ангел Серафим в сверкающем оперении. В одной руке он держит кадильницу, а другую — обвивает змея. В сюжет художник вложил глубокий философский смысл. Ему были близки темы демонов, ангелов и пророков. Мастер считал, что его работы должны пробуждать человеческие души.