Последний день Помпеи

Репродукция картины Последний день Помпеи

«Последний день Помпеи» — картина, принесшая Карлу Брюллову мировую известность. Выставленная на всеобщее обозрение в Риме, она произвела такой фурор, что при встрече жители города вместо приветствия спрашивали: «А вы уже видели картину Брюллова?». Впечатленный увиденным, Пушкин составил стихи, Гоголь написал статью, а Герцен изложил подробные впечатления о картине.

Где посмотреть

Огромное полотно выставлено, вместе с остальными произведениями Брюллова, в 14 зале Михайловского дворца, принадлежащего Государственному Русскому музею.

Картина "Последний день Помпеи" в Третьяковской галерее

Такой картины никто из теперешних художников не только написать, но и скомпоновать не в силах

Б. Торвальдсен

История создания

Летом 1827 года Карл Брюллов жил в Неаполе и на протяжении нескольких дней изучал руины Помпей. Тогда же и родилась идея написать масштабную картину. Первым заказчиком выступила подруга художника, графиня Самойлова. Ее образ, кстати, прослеживается во многих женских изображениях на холсте. Но чуть позже ее первенство перехватил князь Демидов. Работа над картиной велась 6 лет. Первые три года карл Брюллов продумывал композицию и создавал наброски. В последующие 3 года сосредоточился на самой картине.

Он писал ее в Риме. И уже во время работы над картиной, была масса желающих посмотреть на будущий шедевр. В том числе и Вальтер Скотт, завороженно смотревший на произведение на протяжении несколько часов и высоко оценивший работу художника. После фурора в Риме, картина была выставлена в Милане и Париже. По возвращению в Петербург, князь передарил ее императору Николаю I.

Автопортрет 1848
Автопортрет 1848

Описание

На картине «Последний день Помпеи», выполненной в жанре исторического сюжета, запечатлен город в момент извержения вулкана. Чувство безысходности, отчаяния и паники подчеркивает сверкающая молния. Группы людей, со всеми обуревавшими их в момент катастрофы чувствами, безупречно переданы талантливой рукой. В центре композиции поломанная колесница, женщина без чувств, олицетворяющая уходящую эпоху, и младенец подле матери, как предвестник нового мира, сохраняющего связь со старым.

Большинство героев проявляют христианское милосердие и стараются совладать с чувствами – молодой отец, укрывающий семью плащом, сыновья, несущие на руках немощного отца, сын, не желающий расставаться с престарелой матерью. Особое место занимают изображения бегущего жреца, также олицетворяющего закат эпохи, и повернувшегося к лицу опасности священника. Он не боится умереть, его вера крепка и незыблема.

Эскизы картины

Эскиз Последний день Помпеи
Эскиз Последний день Помпеи
Эскиз Последний день Помпеи

Видео картины

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x