Петровский парк: остатки былой роскоши у стадиона «Динамо»
Петровский путевой дворец и позже парк рядом с ним появились благодаря русским расстояниям и дорогам. После того, как Пётр I перенёс столицу в Петербург, страна фактически жила на два центра. Знать и высшее чиновничество время от времени курсировали из Москвы в Петербург и обратно, и дорога, по которой они ездили, была лучшей дорогой в стране.
Но поездка, даже по лучшей дороге, в XVII – XVIII веках отнимала массу сил (времени тоже, просто тогда его не особо ценили). И если какой-нибудь коллежский асессор мог с дороги, запылённый и измученный, отправиться домой или в гостиницу, то особам монаршей крови положено было показываться перед встречающими подданными исключительно во всём блеске. Появилась идея: построить дворец, в котором монарх и приближённые могли привести себя в порядок и отдохнуть перед торжественным въездом в город. Выделенные под дворец земли на северо-западе Москвы тогда принадлежали Высоко-Петровскому монастырю, поэтому и дворец без затей назвали Петровским подъездным, или путевым.
Построил дворец по приказанию императрицы Екатерины Матвей Казаков. В архитектуре здания, вернее, целого комплекса зданий, расположенных прямоугольником, видны черты архитектуры мавров. Прослеживаются также черты стиля, который позже назовут русским, а кто-то даже называет стилистику Петровского дворца «Русской неоготикой». Главное – очень красиво и изящно, несмотря на немалые размеры.
Все российские императоры XVIII – начала XIX столетия очень любили Петровский дворец, который тогда чаще то ли в шутку, то ли всерьёз, называли «замок». У Пушкина: «Вот, окружён своей дубравой / Петровский замок. Мрачно он / Недавнею гордится славой…»
Слава была действительно мрачной – именно в Петровский дворец бежал из горящей Москвы Наполеон, напоследок приказав сжечь и своё последнее серьёзное пристанище в России. Дворец сгорел практически до фундамента. Лишь в 1827 году Николай I повелел восстановить дворец и устроить парк. Видимо, намерения свои император скрывал плохо: к началу восстановления дворца все окрестные земельные участки была раскуплены под дачи сановниками и высшей знатью. Место сразу превратилось в элитный, говоря нынешними словами, район.
В парке, кроме центральной, сделали три радиальные аллеи, устроили пруд, мостики, купальни, фонтаны и прочие атрибуты английского парка. Высокопоставленные окрестные дачники добавили «воксал» — гибрид концертного зала с прогулочной галерей, летний театр и храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Довольно быстро открылись шикарные рестораны – знаменитый «Яр» располагался именно в Петровском парке.
Конец всему этому благолепию пришёл, как несложно догадаться, после 1917 года. Дачи стали использовать под коммунальное жильё, во дворце разместили академию воздухоплавания (нынешнюю ВВА им. Жуковского), в юго-восточной части парка построили прекрасный стадион «Динамо», который недавно реконструировали.
На сегодняшний лень от былого парка остался небольшой кусочек между Ленинградским шоссе, Петровско-Разумовской аллеей, станцией метро «Петровский парк» и Центральным домом авиации и космонавтики. Петровский дворец отреставрирован, но отдан под дом приёмов Правительства Москвы и гостиницу. Некоторых сохранившиеся роскошные дачи, такие, как «Черный лебедь» Николая Рябушинского, дача И. В. Морозова или привилегированная домашняя психиатрическая клиника доктора Усольцева, также приведены в порядок, но также практически недоступны.