Высоко-Петровский мужской монастырь в Москве
Московский Высоко-Петровский мужской монастырь находится в самом центре столицы. Он был заложен в XIV веке на холмике, откуда историческая Петровка спускается к стенам Кремля. Здесь сложился замечательный архитектурный ансамбль построек XVII-XVIII столетий, которые, к сожалению, изрядно пострадали в годы воинствующего атеизма.
Сооружения этой обители – яркий образец архитектуры в стиле нарышкинского барокко, почти все они выстроены на средства представителей рода Нарышкиных. Долгое время здесь находилась усыпальница нескольких поколений этой знатной фамилии. В прошлом столетии погост был варварски разрушен, он и теперь не восстановлен. На месте могил, засыпанных грунтом, устроена детская площадка. Но в аркаде галереи у монастырской стены и в соборе Боголюбской иконы Божией Матери можно осмотреть множество богатых надгробий, выполненных из белого камня.
С начала 1990-х московские власти возвращали монастырские постройки Русской Православной Церкви по частям, по мере выселения оттуда многочисленных учреждений. Дело осложнялось и тем, что в некоторых сооружениях были жилые квартиры, их обитатели не желали переезжать из центра столицы на окраины Москвы. Реставраторы здесь работали, можно сказать, урывками. Но сегодня восстановление монастырских храмов и других строений практически завершена.
История
По церковному преданию, монастырь основал митрополит Киевский и Всея Руси Петр, прибывший в отдаленную от княжеских распрей Москву в 1315 году под крыло Ивана Даниловича Калиты, внука Александра Невского. Святителю приглянулось тихое место в бору у деревни Высокое, где у подножья холма журчала речка Неглинка. На вершине пригорка была заложена деревянная церковь во имя евангельского Св. апостола Петра, возведены первые монастырские кельи. С той поры тут находилась митрополичья кафедра. Это событие стало судьбоносным, и придало дотоле малоизвестному городку статус духовного центра православной Руси, а со временем способствовало превращению Москвы в признанную столицу Русского государства. В летописях монастырь упоминается с 6845 (1337) года.
В 1514-м на месте обветшавшей церкви поднялся каменный храм, созданный по проекту главного зодчего Московского Кремля Алевиза Фрязина Нового. Этот собор был освящен в память об основателе монастыря, митрополите Петре. Церковь во имя почитаемого святителя существовала и в одной из южных стрельниц Кремлевской крепости, эта башня и сейчас называется Петровской.
В свое время ктиторами-покровителями обители были венценосные правители, жившие в Кремлевских палатах – Великие князья Дмитрий Донской, Иван Калита, Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Петр I. Монастырь обрел статус «государева богомолья».
С монастырской оградой соседствовала усадьба боярской фамилии Нарышкиных, породнившихся с Романовыми. Царица Наталья Нарышкина, мать императора Петра I, возвела в обители Боголюбскую церковь. Под ее сводами сохранилась маленькая молельня, где любил уединяться юный царь Петр Алексеевич. В начале 1670-х годов Нарышкины подарили родовое поместье монастырю, чуть ли не вдвое прибавив земли к его территории. В каменных боярских палатах монахи устроили трапезную, братские кельи.
Когда весною 1682 года в Москве вспыхнул Стрелецкий бунт, ложно обвиненные в государственной измене Иван и Афанасий Нарышкины сложили головы. Смертельная опасность угрожала всему царскому роду. Царица-мать Наталья Кирилловна Нарышкина с сыном Петром бежали из Кремля и укрылись в стенах Высоко-Петровского монастыря. Вскоре царь Петр жестко подавил восстание, а в память о своем спасении возвел в монастыре храм во имя Св. чудотворца Сергия Радонежского, которому горячо молился в дни бунта. Помнили в царской семье и о том, что Петр обрел спасение в день чествования иконы Богородицы Толгской. Во имя этого чудотворного образа на средства Анастасии Нарышкиной здесь возведена церковь. К слову, своеобразная барочная стилистика московского зодчества той бурной эпохи получила определение «нарышкинской».
Постройки сильно пострадали в 1812 году, когда в Москве хозяйничали французские оккупанты. Наполеоновский маршал Мортье, герцог Тревизский, устроил в монастыре свою резиденцию. Его солдаты обратили храмы в конюшни, в Петровском соборе торговали мясом, а туши разделывали в Боголюбской церкви. Стены поруганной обители обагрены кровью расстрелянных здесь москвичей, обвиненных в поджогах города.
В следующем столетии в России грянула революция, и монастырь постигла очередная трагедия. В 1920-е годы большевики изгнали монахов и упразднили обитель. Купола церквей демонтировали, колокола со звонниц сбросили. По сохранившимся в архивах отчетам воинствующих атеистов, только на переплавку новые хозяева сдали 40 пудов «цветного металлолома». Вся церковная утварь, иконы и другие ценности были разграблены и бесследно исчезли. В крепких братских корпусах власти устроили коммунальные квартиры, в Боголюбской церкви оборудовали ремонтные мастерские, где восстанавливали сельхозтехнику колхозов и совхозов Подмосковья. Так наглядно проводилась политика компартии, провозгласившей смычку города и села. В 50-60 годы Сергиевский храм переделан в зал для репетиций танцевального ансамбля «Березка». За эти десятилетия в монастыре снесено немало старинных построек, с фасадов сбита лепнина и барочные украшения. Так, церковь Сергия Радонежского лишилась двух приделов
Новое поколение монашества вернулось в стены старинного монастыря осенью 2009 года. Через пять лет обители были переданы по праву принадлежащие ей Нарышкинские палаты, а экспозиции Литературного музея, что их занимала несколько десятилетий, нашли достойное место в других исторических постройках Москвы.
Храмы, звонница и часть построек архитектурного комплекса монастыря были отреставрирован к осени 2018 года, работы продолжаются. К началу 2020 года в монастыре обитало 11 насельников.
Прогулка по монастырю
Высоко-Петровский монастырь окружают оборонительные кирпичные стены, возведенные в XVII столетии. С улицы Петровка на территорию обители ведут арочные Святые врата с коваными створками искусной работы. Над проездом возвышается надвратный Покровский храм с колокольней. Паломников встречает образ Св. Петра, установленный на его фасаде. Это одна из рельефных керамических икон, которыми издавна славятся мастера Высоко-Петровского монастыря. В Покровском храме все иконы, престол, лампады и даже паникадило выполнены из керамики, переданные монастырю безвозмездно художником, керамистом Георгием Куприяновым. Непременно стоит подняться на колокольню, откуда открываются великолепные виды. Под колокольней расположена небольшая часовня в честь Казанской иконы Богородицы.
Главный храм обители – патриарший собор митрополита Петра, возведенный Алевизом Фрязиным в 1514-1517 годах и перестроенный в 1690-м. Этот храм удивляет нетрадиционным обликом с чертами ротонды ренессансной архитектуры. Подобного ему собора в Москве нет. Основной объем этого краснокирпичного храма не имеет прямых углов, а сложен из восьми полукруглых апсид. Над ними возвышается массивная восьмигранная башня с узкими арочными окнами, увенчанная ребристым черепичным куполом. Основание собора в плане напоминает лепестки цветка.
Паломники идут в этот храм поклониться мощам святителя Петра, здесь хранятся частицы нетленных тел других почитаемых на Руси святых Божьих угодников – Сергия Радонежского, Серафима Саровского. Поделилась с восстановленным собором своими святынями Киево-Печерская лавра.
К сожалению, не сохранились фрески, украшавшие интерьеры Петровского собора, утрачен роскошный шестиярусный иконостас XVII века работы мастеров Оружейной палаты. В 1986 году храм подвергся реконструкции, а в 1990-е годы для него изготовили новый иконостас, на стенах появились современные росписи, стилизованные под древнерусскую церковную живопись.
В миниатюрном очаровательном храме Толгской иконы Божией матери, представляющей собой шедевр нарышкинского барокко, хранится список Толгской иконы, увешанный золотыми и серебряными изделиями благодарных верующих. Видимо, многим помогло обращение к Богородице посредством этого чудотворного образа. Ранее в храме располагалась большая купель для крещения.
Главная святыня храма Сергия Радонежского, выстроенного в 90-е годы XVII столетия – икона митрополита Петра с частичкой его мощей. Приложиться в храме можно к фрагментам мощей Митрофана Воронежского и к иконе Спиридона Тримифунтского: считается, что это может помочь в таких практических делах, как карьерный рост и установление хороших отношений с начальством.
Любознательным посетителям стоит побывать и в Нарышкинских палатах. Здесь периодически проводятся передвижные выставки, посвященные духовным ценностям. Постоянная экспозиция представляет историю тайных монашеских обществ, которые действовали в Высоко-Петровской обители с двадцатых по пятидесятые годы прошлого столетия.
Практическая информация
Монастырь доступен для осмотра ежедневно с 07:00 до 19:00.
Экскурсии и цены
Экскурсионное бюро монастыря работает с 10:00 до 18:00. Здесь предлагают услуги частные гиды, многие из них владеют иностранными языками. Особенно интересно проводят экскурсии монахи обители, вдохновенно рассказывающие о монастырских святынях.
Стоимость часовой обзорной экскурсии по территории Высоко-Петровского монастыря – 1 800 рублей для группы до 8 персон. Осмотр завершается в трапезной, где гостей ожидает чай и монастырская выпечка.