Большой Каменный мост: три разных поколения

До 1858 года Большой каменный мост был одним из символов российской столицы. Ещё в XIX веке переправа у Кремля стала железной, но традиционное название оставили.

Фото с IZ.ru

Речная пристань у Дома на Набережной не зря называется Большой каменный мост. Этот внушительный мост сейчас находится немного ниже по течению, у самого Кремля, но предок его уходил на запад примерно от места нынешней пристани, вливаясь в улицу Ленивка. Главный мост через Москву-реку тогда был наплавным, из деревянных плотов. Если нужно было пропустить суда с товаром, плотам моста давали плыть по течению к берегу, потом, потянув за верёвки, возвращали их назад.

В середине XVII века задумались о строительстве постоянного моста. Царь Михаил Фёдорович заказал проект моста французу Якобу Кристлеру. Однако сначала умер Кристлер, потом царь, и на полвека о мосте забыли.

Достроила мост сестра Петра I царевна Софья. Злые языки говорили, что мост ей нужен был, чтобы стрельцы, жившие в Замоскворечье, быстрей приходили ей на помощь. Построенный по макету давно забытого француза мост получился огромным и дорогим. Фактически, это был целый городской квартал.

1852-1857 гг. Фото с Pastvu

Большой каменный мост считался одним из главных украшений столицы. Ширина его составляла 22 метра – минимум вдвое больше самых широких московских улиц. Само собой, мост застроили, и не в один этаж, лавками, жилыми домами, даже казёнными учреждениями. Под мостом, по традиции, обосновались обитатели городского дна. И в один прекрасный день мост не выдержал нагрузки. В паводок 1783 года рухнули 3 из 8 арок. Жертв было немного, имевших наглость требовать компенсации за уплывшие лавки купцов быстро отшили. А ремонт моста обошёлся более чем в 200 000 рублей. В 1809 и 1812 годах на косметический ремонт моста тратили разово более 50 000 рублей. Постройка целого Таврического дворца стоила 600 000…

Необходимость постройки нового моста стала очевидной. Но тянули с ней более полувека. Лишь в 1858 году возвели железный мост, перекрывавший реку тремя арками. Река к тому времени сильно обмелела, поэтому высота моста перестала играть определяющую роль.

1900-1910 гг. Фото с Pastvu

В конце XIX – начале ХХ века к Большому Каменному мосту ходили купаться. Здесь были устроены коммерческие купальни – длинные наплавные бараки, разделённые на помещения разного размера. Отдельный большой номер стоил 20 копеек, малый – 10, посещение общей купальни 3 копейки для женщин и 5 для мужчин. Сразу же появилась соответствующая инфраструктура, и уже в 1901 году министру внутренних дел пришлось издавать особое распоряжение о запрете купания в таких купальнях с 11 вечера до 8 часов утра.

Когда в 1937 году был достроен канал Москва – Волга, уровень воды в Москве-реке у Кремля поднялся на 3 метра. Снова появилась возможность для прохода крупных судов. Большой каменный мост решено было сделать выше и переместить его на нынешнее место. Не изменяя названия, его вновь сделали железным, но теперь реку перекрывала лишь одна арка, под двумя другими прошли автодороги. Общая длина моста со съездами составляет 487 метров, но собственно над рекой проходит чуть больше 100. Нынешний мост почти вдвое шире предшественников – его ширина составляет 40 метров.

Большой каменный мост является и самостоятельной достопримечательностью Москвы, и средством для осмотра других. С него видно Кремль, Мариинское училище, Храм Христа Спасителя и городские усадьбы конца XIX века.

Где расположен

Видео про Большой Каменный мост

Может быть интересно

0 0 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии