Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах, расположена между Садовым и Бульварным кольцами неподалёку от площади Покровские ворота.

Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах или, если проще, Введенский храм в Барашах ведёт своё летоисчисление с начала XVII века, хотя достоверно известно, что церковь тут существовала ещё в XV столетии. Здешними землями владел Спасо-Андрониковский монастырь, ныне расположенный примерно в 3 километрах юго-восточнее, а эта обитель была основана ещё в конце XIV столетия. Да и в некоторых летописях есть упоминания о церкви Ильи под Сосною. Сосен тут было много, не зря же и переулок до сих пор называется Подсоснеским.

Второй переулок, на котором стоит Введенский храм, называется Барашёвским. Со многими оговорками историки сошлись на том, что «барашами» называли крестьян, «тяглом», повинностью которых было возить за царём шатры и разнообразную утварь для походов. Назвать ежедневную установку шатра и его соответствующее оборудование для нужд «царя» повинностью мог, конечно, только просвещённый ум историка ХХ века. Уже при великих князьях за звание стольника или постельничего бояре бились насмерть.

На самом деле барашами звали весьма привилегированную прослойку слуг, приближённых к царскому телу. Их труд оплачивался очень хорошо. Эта оплата позволяла селиться в престижных местах. Иван III так и прямо выкупал земли для поселения ближайших слуг – себе спокойней. И Барашевская слобода, оформившаяся в начале XVII века, не была поселением забитых крестьян вынужденных отрываться от хозяйства ради царской службы. Тут даже появилась фактически первая московская школа для детей простого сословия. Содержал её на свои средства священник Иван Фокин, но какие у священника в XVII веке «свои средства» кроме пожертвований прихожан?

Ещё один интересный момент: Введенская и Воскресенская церкви стоят рядом, чуть ли не стена к стене. Они должны были конкурировать за прихожан, но на практике этого не было – храмы мирно работали каждый со своей паствой, и каждый входил в число богатых, хотя делить им приходилось едва две сотни дворов.

Первое каменное здание церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы было освящено в 1647 году. Через 6 лет появился придел Пророка Илии, а ещё пятнадцатью годами позже освятили придел Лонгина Сотника. Однако к тому времени уже стала очевидной необходимость строительства более обширного здания. На этот раз к строительству подошли более продуманно.

Во-первых, сначала заготовили весь потребный кирпич в количестве ни много, ни мало, а 100 000 штук. Во вторых, строили храм, как сейчас бы сказала, очередями. Сначала возвели придел Лонгина Сотника, затем, через год, в 1699 году освятили придел Пророка Илии. И лишь в 1701 году церковь была достроена окончательно.

Здание в стиле московского, «нарышкинского» барокко получилось на славу. Обилие украшений – кокошников, наличников, тяг, малых и больших колонн — можно рассматривать часами. После пожара и реконструкции в 1737 году к храму добавили колокольню.

В XIX веке церковь дважды реконструировали. Сначала в приделах проделали дополнительные окна, а столпы в четверике разделили на несколько колонн. А в 1837 году расширили придел Лонгина Сотника (это белый придел со стороны Барашёвского переулка), считавшегося покровителем семьи императора. Между трапезной и приделами были пробиты широкие арочные проходы.

При большевиках храм продержался почти 15 лет. В 1932 году было принято постановление о его сносе, но помог жилищный вопрос. В церкви введения во храм Пресвятой Богородицы устроили общежитие. Перед Великой Отечественной Войной в здании поместился целый электротехнический завод.

В конце 1970-х заводу стало тесно, он перебрался в новые помещения. Храм начали реставрировать, но работы, скорее всего, были похожи на капитальный ремонт в обычном здании. Лишь после передачи храма РПЦ началась масштабная реконструкция. Она завершилась в 2002 году. Храм вновь обрёл роспись в сине-золотых тонах с использованием природных пигментов, серы, льняного масла и прополиса. В той же технике расписаны и оба придела.

С 2015 года при храме работает Представительство Кишинёвско-Молдавской митрополии — самоуправляемой части РПЦ, действующей в Молдавии и Приднестровье.

0 0 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии