Храм священномученика Антипия на Колымажном дворе
Церковь Антипия на Колымажном дворе очень сложно отнести к шедеврам архитектуры – слишком много больших и малых приделов было пристроено к оригинальному храму за его почти пятисотлетнюю историю. Приделы эти возводились без всякого общего плана, в разное время и с разным пониманием красоты и целесообразности. В итоге получилось подобие детского игрушечного дома из кубиков, да ещё и собранного разными детьми.
Зато чем уж силён Храм Антипия, расположенных в двух музейных зданиях от станции метро «Кропоткинская», так это своей историей. С 1530 года, когда церковь впервые упомянута в документах, её стены видели множество исторических персонажей, как положительных, так и отрицательных.
Одна из самых первых церквей Москвы в каменном варианте, который появился не позднее 1600 года, имела два придела, освященных в честь не самых известных и популярных в России святых. Святой Антипий, считающийся покровителем зубных врачей, был брошен в нутро раскалённого медного быка ещё в I веке н. э. Второй придел был освящён в честь Григория Декаполита. Этот святой в IX веке н. э. исцелял душевные и телесные недуги, а также написал известное сочинение «Sermo Historicus», повествующее о внезапно уверовавшем в Христа сарацине.
Антипия очень почитал Иван Грозный. Он венчался в храме с одной из жён, а среди семейных реликвий царя был зуб Святого Антипия. Храм связывают и с одним из соратников Ивана Грозного Малюты Скуратова, настоящее имя которого было Григорий Бельский, а родовая усадьба примыкала к храму Антипия. Впрочем, вокруг жили также Вельяминовы, Волконские, Пронские и другие высшие сановники.
Вокруг храма с двумя приделами – сейчас его можно отличить по преобладающему белому цвету – было устроено гульбище. Это весьма нехарактерная для московских городских храмов внешняя галерея. В XVI веке в южной части храма был устроен Никольский придел, и гульбище разобрали.
Пожар 1737 года, расколовший Царь-колокол, повредил и храм Антипия. В 1739 – 1741 годах обгоревший Никольский придел расширили и отреставрировали за средства князя Голицына, будущего градоначальника. В 1773 году появился придел великомученицы Екатерины. В 1798 году построили колокольню. Она очень изящна и отвечает духу своего века, но вот только ниже, чем глава алтарной части храма.
В итоге реставрация 1960-х годов стала неполной. Восстановить церковь удалось лишь в 2005 – 2015 годах, после передачи её РПЦ. И если внешний вид церкви приведён к некоему условному общему знаменателю в духе классицизма, то внутри пока восстановлены только алтари приделов и небольшая часть внутренней отделки.
В итоге реставрация 1960-х годов стала неполной. Восстановить церковь удалось лишь в 2005 – 2015 годах, после передачи её РПЦ. И если внешний вид церкви приведён к некоему условному общему знаменателю в духе классицизма, то внутри пока восстановлены только алтари приделов и небольшая часть внутренней отделки.
Где расположен
Отзывы посетителей
Видео про Храм священномученика Антипия на Колымажном дворе
Может быть интересно
История Ейска
История Ейска На северо-западе Краснодарского края расположен город Ейск – административный центр района и Ейского городского поселения. Географическое положение между заливом Таганрогский и бухтой Азовского
ТОП-10 достопримечательностей Ижевска
Ижевск — прекрасный город со своей историей. Но его достопримечательности не всегда оцениваются по достоинству. В статье мы собрали 10 наиболее интересных мест.
Как добраться от Финляндского вокзала до Московского вокзала
Вы в Петербурге и хотите доехать от Финляндского до Московского вокзала, не тратя лишнего времени? Самый удобный путь — спуститься под землю.
Можайский Лужецкий монастырь в Подмосковье
Познакомьтесь с историей и современной жизнью Лужецкого Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Основание этой обители восходит к XV столетию.
Парковка на Курском вокзале
Курский — один из десяти действующих вокзалов столицы. Личный автомобиль здесь можно припарковать как на паркинге со шлагбаумом, так и на ближайших улицах.
Железнодорожный музей «Паровозы России» (Нижний Новгород)
В музее под открытым небом представлены паровозы, которые в разное время использовались на железных дорогах Российской империи и Советского Союза.