Андреевский мужской монастырь в Москве

Андреевский мужской монастырь
Производное (цвет) от A.Savin (Wikimedia Commons · WikiPhotoSpace) / FAL

Андреевский монастырь, расположившийся в окружении вековых деревьев у подножия Воробьевых гор, – скромная мужская обитель со сложной историей. Монастырь не относится к числу знаковых достопримечательностей столицы России, однако его роль в русской науке и религии весьма значительна. Именно здесь в середине XVII столетия открылось первое в Москве духовное училище – предтеча знаменитой Славяно-греко-латинской академии. Сегодня в стенах монастыря разместились Синодальная библиотека, институт перевода Библии, здесь же работает одна из лучших московских воскресных школ.

Архитектурный ансамбль монастыря достаточно скромен и незатейлив. Он представляет собой компактный комплекс монастырских построек, возведенных в разные периоды. Общий образ ансамбля формирует монолит однотипных монастырских корпусов в стиле позднего классицизма и оживляющие эту панораму три храма, над одним из них возвышается великолепная колокольня.

Обитель, разместившаяся вблизи Андреевской набережной, весьма эффектно выглядит со стороны Москвы реки. Проплывающие на прогулочных катерах туристы не упускают возможности запечатлеть ее на фото и видео. В самом же монастыре никогда не бывает многолюдно, даже в церковные праздники в этом уютном и ухоженном уголке Москвы царит умиротворенная атмосфера. Некоторое оживление в монастырских стенах наблюдается в летние выходные дни, когда сюда заглядывают туристы, отправляющиеся на бесплатные пешеходные экскурсии по Воробьевым горам. Место сбора групп находится неподалеку от обители.

История

Монастырь в XIX веке
Монастырь в XIX веке

Согласно церковному преданию, мужскую иноческую обитель в исторической местности Пленницы, что у подножья Воробьевых гор, в пяти верстах от будущего Кремля, монахи-отшельники основали в XIII веке. Интересно, что избранное ими урочище привлекало поселенцев с глубокой древности. Современные археологи обнаружили на территории монастыря остатки построек и артефакты, относящиеся к началу нашей эры. Эта локация известна ученым как Мамоново городище.

Говорят, что еще при древнерусских князьях здесь, в излучине Москвы-реки, была возведена деревянная церковь во имя византийского воина-великомученика, казненного в IV веке за христианскую веру – св. Андрея Стратилата. Однако историческими документами легенда не подтверждается. Первое письменное упоминание об этой церкви содержится в московских хрониках 1620-х годов. Там говорится, что рубленый храм во имя святого заступника Стратилата возведен после 1591 года в ознаменование чудесного избавления Москвы от разорения войском хана Газы Герая. Другие же источники сообщают, что монастырь подле церкви Стратилата велел устроить царь Алексей Михайлович в середине XVII столетия.

Новосозданной духовной обители была отведена роль центра просвещения. Эту идею в письме к царю высказал киевский митрополит Петр Могила в 1640 году. Сюда пригласили «мужей многоученых» из Киево-Печерской лавры и нескольких священников из других украинских монастырей, получивших блестящее образование в Киевской духовной академии. Все они свободно владели латынью и греческим языком, посещали Константинополь, Афон и другие зарубежные очаги культуры, слушали лекции в европейских университетах, писали собственные трактаты. Этим ученым за солидное вознаграждение было поручено переводить труды христианских богословов, философов, историков и грамматиков на понятную для жителей Московского государства славянскую речь. Переводные издания выпускал в свет московский печатный двор. Плеяда просветителей объединилась в неформальное «Андреевское учительное братство», скоро ставшее престижной школой и своеобразной прелюдией к созданию будущих структур академического образования в Москве. Тут учили грамоте и детей бояр, и подростков «нижнего чину».

В 1652 году в обители поселились голосистые певчие из Киева во главе с талантливым композитором духовной музыки Федором Яковлевичем Тернопольским, основоположником особого стиля хорового церковного пения.

В это же время один из приглашенных насельников обители, иеромонах Киево-Печерской лавры Епифаний Славинецкий, сочинил оду, в которой впервые письменно назвал этот подмосковный монастырь Андреевским – по церкви Стратилата. С той поры название закрепилось за обителью (первоначально она именовалась Преображенской).

Отец Епифаний с благословения патриарха Никона возглавил группу переводчиков Священного Писания с греческого языка. Издание, надолго ставшее каноническим, ученый иеромонах сопроводил собственным предисловием. Под его руководством в Андреевском монастыре переведены и подготовлены к публикации многие другие книги.

Вся эта просветительская деятельность легла в основу созданной в 1687 году Славяно-греко-латинской академии. Это первое высшее учебное заведение в государстве Московском учреждено выдающимся подвижником православной культуры и наставником московских царевичей Симеоном Полоцким.

На территории Андреевского монастыря находилось шесть храмов. До нашего времени дошли только три. Старейшей является надвратная церковь Св. Андрея Стратилата, возведенная во второй половине XVII века с элементами русского узорочья. Монастырь украсила церковь Воскресения, затем – колокольня с часовней во имя Архангела Михаила. Оба сооружения выстроены в барочном стиле.

Известно, что в трехэтажных подвалах монастыря в Пленницах была устроена потаенная темница. В эти застенки летом 1667 года заточили мятежного протопопа-раскольника Аввакума и его единомышленников. В XVIII-XIX столетиях в подземельях находили орудия пыток и кандалы. Возможно, именно с этой жуткой стороной деятельности монастыря связано название местности. Лингвисты указывают, что слово «пленницы» в московско-рязанском говоре того времени означало «оковы». Существуют и другие версии.

До середины XVIII века монастырь процветал. В его окрестностях находилась пригодная для формовки и обжига глина. Здесь наладили производство высококачественного обожженного кирпича, его поставляли для строительства московских церквей и других новостроек столицы. На особый статус Андреевской обители указывает тот факт, что к ней были приписаны не только многочисленные угодья, но и несколько пустыней и монастырей – Донской, Тверской Видогожский, Пятницкая Берендеева пустынь и др.

В 1764 году Андреевский монастырь оказался в списках секуляризации, проведенной по указу Екатерины II. Села, мельницы, поля, луга и прочие угодья упраздненной обители вернулись в казну, а братия расселилась по другим монастырям.

Опустевшие монашеские корпуса в 1806-м заняла Андреевская богадельня для неимущих, учрежденная на средства Московского купеческого общества. Это благотворительное учреждение располагалось здесь более ста лет. В этот период тут было возведено несколько новых зданий, удачно вписавшихся в имеющуюся застройку.

В 1918 году богадельню ликвидировали. В добротных корпусах обустроили коммунальные квартиры для рабочих фабрики «Гознак». В 1960-х годах тут размещались лаборатории Госстандарта.

В 90-е годы патриарх Алексий II добился возвращения зданий Андреевского монастыря в пользование Русской православной церкви. Монашеская община была возрождена, начались масштабные восстановительные работы.

Реконструкция монастырских сооружений проводилась на основе гравюр начала позапрошлого века, обнаруженных в архивах Государственного исторического музея и сохранившихся фотографий конца XIX – начала XX столетий.

Достопримечательности монастыря

Со смотровой площадки, расположенной над Андреевским монастырем, хорошо видно, что его архитектурный комплекс представляет собой почти правильный прямоугольник, немного расширяющийся к западу. Окружена обитель не стенами, а высокими корпусами, выстроенными в разные периоды XIX столетия и имеющими единый уровень двускатных кровель. Здания, выходящие к реке, трехэтажные, а выстроенные на склоне имеют два этажа. Облик их фасадов, обращенных к монастырскому двору, весьма строг и лаконичен, а те, что смотрят на реку, выглядят с фарватера весьма эффектно. Наиболее интересен восточный фасад монастырского комплекса, отмеченный надвратным храмом Андрея Стратилата. Он высится над входом в монастырь – Святыми вратами, по обе их стороны протянулись два массивных корпуса бывшей Андреевской богадельни.

Внешний облик храма Андрея Стратилата сочетает в себе изразцовое убранство XVII века и черты классицизма, приобретенные во время строительных работ, развернувшихся в монастыре в 1805 году. Этим же периодом датируется фресковая живопись на фасаде Святых врат. В арочных нишах можно увидеть изображения иконы «Всех Скорбящих Радость» и композицию «Воскресение Христово».

Сама Андреевская церковь стоит в одном ряду с уникальными памятниками московской архитектуры XVII века благодаря тому, что в ее оформлении сохранилась подлинное изразцовое убранство, созданное белорусскими керамистами из мастерской выдающегося мастера изразцовых дел Степана Полубеса. Эффектные изразцовые ленты завершают четверик храма и опоясывают подкупольный барабан. Они декорированы рельефным орнаментом, который называют «павлинье око». Центральные цветки в этом сложном узоре, сочетающем в себе белый, бирюзовый и красно-коричневый цвета, действительно, схожи с глазком на павлиньих перьях.

До революции храм Андрея Стратилата был богато украшен, а его иконостас представлял большую художественную ценность, однако от былой роскоши сегодня ничего не осталось. Теперь высокое, но достаточно скромное в размерах полутемное помещение храма украшает современная сюжетная роспись, посвященная Пресвятой Богородице.

Храмы Андреевского монастыря выстроены словно в одну линию, и брусчатая дорожка приведет вас от Святых ворот прямо к колокольне с церковью Иоанна Богослова. Эту монументальную, но стройную и даже изящную трехъярусную башню, возведенную в середине XVIII века на пожертвования графа Сергея Шереметева, отличает выразительный силуэт и богатая пластическая разработка фасадов, характерная для послепетровского барокко. Особую нарядность ей придает декор, в котором основной желто-розоватый фон красочно сочетается с белокаменными элементами и лепниной. 32-метровая колокольня – это композиционный центр архитектурного ансамбля монастыря и его украшение. Новые колокола для ее восстановленной в 1997 году звонницы были отлиты в немецком городе Пассау, в знаменитой мастерской Рудольфа Пернера. Говорят, звонарь Андреевской обители славится как лучший в Москве.

Иоанно-Богословский храм расположен в первом ярусе колокольни. О его дореволюционном внутреннем убранстве почти ничего не известно, но кое-где в интерьерах сохранилась лепнина. Над восстановлением лепного декора, вероятно, ранее сплошь покрывавшего стены часовни, работают реставраторы.  

Главный храм Андреевского монастыря, освященный в 1703 году во имя Воскресения Христова, находится в западной части архитектурного комплекса. Эта красивая одноглавая церковь, окрашенная в яркий красный цвет, обращена своим алтарем к монастырскому двору. Ее северная и южная галереи примыкают к корпусам обители. В архитектурном плане храм интересен тем, что пышная декорация его нижней части, выполненная в стиле нарышкинского барокко, контрастирует со строгими формами верхнего этажа. Это подтверждает, что церковь возводилась в переломное время истории русского зодчества, когда идеи петровских преобразований начали сказываться на архитектуре Москвы.  

Воскресенская церковь – самая просторная и светлая из всех храмов обители. Из дореволюционной росписи здесь сохранился лишь небольшой фрагмент, обнажившийся на своде во время реставрационных работ 2012 года. Современный четырехъярусный иконостас, установленный в храме, создавался во второй половине 90-х годов прошлого века. Образа в нем принадлежат кисти художников нашего времени. В стенах Воскресенского храма хранятся главные реликвии обители: деревянное ростовое распятие XIX века и икона Божией Матери «Казанская».

Практическая информация 

Доступ на территорию Андреевского монастыря открыт по будням с 08:00 до 21:00, в выходные дни ворота открываются в 09:00.

Экскурсии 

Донской монастырь
Донской монастырь; Lodo27 from Moscow, Russia / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)

Московские турфирмы предлагают экскурсии по Андреевской обители. Эту прогулку обычно совмещают с посещением расположенных неподалеку Новодевичьего и Донского монастырей. Недалеко находятся Нескучный сад и парк Горького. Рядом, на Воробьевых горах, есть видовая площадка, откуда открываются великолепные панорамы Москвы.

Как добраться 

Ближайшие к монастырю станции метро – «Площадь Гагарина» и «Ленинский проспект». От них нужно идти к северо-западу около четверти часа.