Старый Арбат

Старый Арбат

Улица Арбат находится в самом центре Москвы, немного западнее Кремля, между площадью Арбатские ворота и Смоленской площадью. Или, если угодно, между Садовым и Бульварным кольцом. Длина Арбата не превышает полутора километров, однако традиционно к этой улице как минимум относят ещё и 23 выходящих на неё переулка протяжённостью 8 километров.

История Арбата

Арбат иногда называют чуть ли не старейшей улицей Москвы, но это далеко не так. Впервые Арбат упоминается в летописи в самом конце XV века, да и то в связи с очередным грандиозным пожаром, уничтожившим, в том числе, и «Орбат».

Территория между двумя излучинами Москвы-реки в давние времена именовалась «Вспольем». «Арбатом» эти места стали называть с тех пор, как в предместье Кремля стали селиться ремесленники, образуя слободы. Происхождение топонима «Арбат» неизвестно. Исследователи, выдвигая свои версии, выводят его практически из всех существовавших в Средние века языков. Примерно до середины XVII века Арбатом называли не только улицу, а и целый прилегающий район. Эта особенность, впрочем, сохранилась и поныне.

В 1630 году улица впервые попала в условные границы города — до этого Москва расширялась преимущественно в восточном направлении. Престиж Арбата довольно быстро возрос. Ремесленники отселялись подальше. Улицу стали застраивать сначала купцы, а затем и представители высшего дворянства, ведь от Арбата до Кремля было рукой подать. С дальнейшим ростом города отселяться стала уже знать — в центре Москвы стало слишком тесно и шумно. Арбат стал разночинным. В XIX столетии улица превратилась в неофициальный культурный центр столицы. Здесь жили или гостили самые известные литераторы, художники, артисты и композиторы. Тем не менее, ещё в 1880-х годах по утрам на Арбате слышалось мычание коров, отгоняемых на выпас.

Бурные события начала ХХ века отразились и на Арбате, причём весьма причудливо. В дома получше заселялись представители высшей советской номенклатуры, а строения попроще превратились в скопления коммуналок. При этом никуда не делись и представители богемы.

Всё это время Арбат оставался обыкновенной улицей с довольно широкой проезжей частью и узкими тротуарами. Лишь в 1980-х годах было принято решение превратить его в пешеходную зону. Реконструкция продолжалась несколько лет, вызвав неоднозначную реакцию. Именно тогда появилось выражение «Старый Арбат». Официально такой топоним не существует, так называют либо пешеходный Арбат для отличия от Нового Арбата, либо тот, якобы ушедший Арбат, дух которого был утерян. «Арбат офонарел» — такое высказывание приписывают разным представителям интеллигенции, имевшим в виду, что с установкой фонарей и цветников по центру улицы она изменилась не только внешне, но и внутренне.

 Вид на Арбат

Интересные факты об Арбате

  • Несмотря на долгую историю улицы, дома на Арбате не могут похвастаться солидным возрастом. Большинство зданий было построено не ранее конца XIX века.
  • На Арбате практически нет особняков — домов, построенных для проживания одной семьи. Исключение составляют дома №44 (усадьба прадеда Ивана Тургенева), №36 / 2 (дом усадьбы Королёва), №53, стр. 1 (сейчас Музей-квартира Пушкина), № 21, стр. 1 (дом А. А Лазарика) и №37 (дом графа Бобринского со знаменитой ныне Стеной Цоя). Все остальные дома строились как доходные — магазины или рестораны на первом этаже, жилые квартиры на верхних.
  • В доме №54 сейчас работает супермаркет. Это далеко не первая торговая точка в доме, выходящем на Смоленскую площадь. В Советские времена здесь располагался Гастроном №2, а до него первый этаж здания занимал магазин Торгсин — «торговля с иностранцами». В нём за валюту или особые «торгсиновские» рубли можно было купить различные дефицитные товары и продукты. Именно этот магазин сожгли Бегемот и Фагот в одной из самых запоминающихся сцен романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
  • На противоположном конце улицы, в доме №2, долгие годы работал сначала трактир, а потом фешенебельный ресторан «Прага», закрывшийся лишь в 2018 году. В дореволюционные годы он был любимым местом торжеств представителей творческой интеллигенции. Здесь собирали друзей по торжественным поводам И. Е. Репин, А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, а Владимир Маяковский даже посвятил заведению стихотворение. Правда, тогда «Прага» называлась «Образцовая столовая Моссельпрома». Именно в этой столовой Моссельпрома Киса Воробьянинов пытался очаровать Лизу Калачову в романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев».
  • Вообще, Арбат, по-видимому, самая популярная улица в русской литературе. По Арбату в «Войне и мире» гулял Пьер Безухов. Улица неоднократно упоминается в прозе и стихах Булата Окуджавы. Где происходит действие нашумевшего в перестроечные года романа Анатолия Рыбакова «Дети Арбата», понятно из названия. Об Арбате писали Иван Бунин и Андрей Белый. Последний придумал слово «арбатцы», объединяющее довольно большой круг людей, «тусовавшихся», говоря современным языком, на Арбате. О «Двенадцати стульях» и «Мастере и Маргарите» уже упоминалось, а ещё на Арбате живут герои романа «Былое и думы» А. Герцена. Писали об улице М. Е. Салтыков-Щедрин и Б. Л. Пастернак.

Что посмотреть

Стена Цоя (памяти Виктора Цоя)
"Стена Цоя" (памяти Виктора Цоя)

На вопрос из подзаголовка можно ответить кратко: «Всё!» Даже если глубоко не вдаваться в историю зданий Арбата, стоявших на месте нынешних, а ограничиться исключительно современным видом улицы, можно провести на Арбате целый день и не узнать и десятой доли имён побывавших здесь знаменитостей.

Цепочки родственных и дружеских связей на Арбате сплетаются так тесно, что расплести их могут только бывалые москвоведы и знатоки истории. Вот всего лишь один адрес: дом №23, стр. 1-2. В 1879 году его купил Владимир Пржевальский. Тот Пржевальский, который всем известен по персональному виду лошадей, Николай, был, по тем временам, хоть и старшим, но несерьёзным, как считали в обществе, братом известного адвоката. Его вечно тянуло в какие-то далёкие страны, тогда как средний брат прекрасно обходился адвокатской практикой и сделками с недвижимостью, а младший написал несколько учебников алгебры и геометрии.

И такие истории скрываются на Арбате практически за каждым фасадом. Этот Арбат лучше изучать по книгам, которых издано великое множество. Как вариант, можно пройтись по улице со специальной экскурсией.

Но есть и другой интересный Арбат, который не очень-то любят старожилы. Это Арбат торговцев, музыкантов и художников. Конечно, они отчасти превращают улицу в балаган, но ведь туристов, для которых Арбат такая же достопримечательность Москвы, как Большой театр или Храм Василия Блаженного, и нужно развлекать и веселить. Заодно гости столицы приобретут один из тысяч видов наборов матрёшек, деревянную ложку, шапку ушанку, какой-нибудь из атрибутов советской военной формы или почти настоящее яйцо Фаберже.

Можно посидеть 10 минут и получить вполне профессиональный портрет или купить готовую картину. Особой популярностью у художников пользуются, как ни странно, не «избушки-церквушки», а портреты голливудских кинозвёзд вроде Одри Хепберн или Тома Круза. Массу интересного можно найти в магазинчиках. Знающие люди говорят, что в магазине один и тот же товар может стоить в разы дешевле, чем на уличных прилавках.