Речной вокзал – шедевр сталинского неоклассицизма
Речной вокзал в Твери расположен в самом удачном для такого учреждения месте – в месте впадения Тверцы в Волгу, именно в том месте, где в своё время зародилась Тверь. Пассажиров круизных лайнеров подвозят прямо к пристани у Речного вокзала, а гражданам попроще нужно, проехать от железнодорожного вокзала через Новый Волжский мост и выйти на остановке «Речной вокзал». Расслабляться из-за названия не стоит – от остановки до собственно вокзала ещё метров 600 пешком.
История Речного вокзала
Волга – река для России легендарная, и судить мы о ней привыкли по мостам где-нибудь в Нижнем Новгороде или Саратове. Однако свой полноводный облик главная русская река приобрела только во второй половине ХХ века, после постройки плотин электростанций. До того Волга летом даже в среднем течении была малосудоходной. В Твери же жарким летом её в некоторых местах переходили вброд.
Всё изменилось с постройкой Иваньковской ГЭС. Волга наполнилась водой, пароходы по ней стали ходить не только в период паводков. Открылось пассажирское движение, и Тверь была к нему уже готова – на левом берегу возвышался красавец-вокзал.
Бытует мнение, что Речной вокзал построили на месте Отроч Успенского монастыря, но это не так. Для постройки вокзала снесли только одно хозяйственное здание монастыря. Архитекторы Евгения Гаврилова и Павел Райский, уже будучи заключёнными Волголага, постарались не навредить монастырю. Снесли его в ходе строительства вокзала, но не для его сооружения.
В советское время вокзал, рассчитанный на единовременное обслуживание 550 пассажиров, был востребован – пассажиропоток ещё с древних времён был «заточен» под передвижение по Волге. С приходом рыночной экономики перевозка пассажиров стала убыточной, и Речной вокзал постепенно захирел. Пароходство обанкротилось, у местных властей денег на содержание здания не было, и оно постепенно стало рушиться. В 2017 году обрушение приняло такой характер, что на него обратил внимание губернатор, но денег в казне от этого не прибавилось. Надежда на восстановление здания появилась лишь в 2021 году – Речной вокзал попал в список памятников архитектуры, восстановление которых будет произведено за счёт федерального бюджета.
Архитектура
Безусловно, Речной вокзал должен стать визитной карточкой Твери. Здание, выстроенное в стиле сталинского неоклассицизма, как нельзя лучше иллюстрирует концепцию «дома живём скромно, но общественная жизнь проходит во дворцах». Сугубо утилитарное здание вокзала действительно выглядит как дворец: высоченные колонны в центральном корпусе, колонны поменьше с полуарками в башне, высокий шпиль и длинные боковые крылья с полуколоннами не вызывают никаких ассоциаций с понятием «обслуживание пассажиров». Трёхэтажное здание состоит из трёх корпусов: круглого центрального и двух боковых, выходящих на Волгу и Тверцу.