Идея создать музей Куйбышевской железной дороги появилась в начале 1970-х годов у главного инженера дороги Алексея Пестрово. В Советском Союзе сбор документальной информации о железных дорогах, мягко говоря, не приветствовался, даже фотографирование в районе вокзалов могло обернуться неприятной беседой. Но куйбышевские железнодорожники всё обосновали – в 1873 году исполнялось 100 лет открытию первой железной дороги не территории, ныне охваченной КЖД, а в 1875 году аналогичный юбилей намечался у самого Куйбышева / Самары.
Массу экспонатов собрали и нарастили очень быстро, и в 1973 году музей открылся. Но ему пришлось часто переезжать с одного места на другое – всё же, как сейчас говорят, непрофильный актив, всё время находились более важные структуры. Лишь в 2003 году, после открытия нового вокзала, музей получил свои постоянные 450 м2постоянного пристанища.