Музей истории Куйбышевской железной дороги
- Адрес: Самара, Комсомольская площадь, 1, 2-й этаж
- Режим работы: с 08:00 до 17:00 (кроме субботы и воскресенья)
- Телефон: 8 846 303-46-55
- Сайт: rzd.ru
Рейтинг Tuturizm
Музей истории Куйбышевской железной дороги располагается в здании вокзала станции Самара, на втором этаже.
История музея
Идея создать музей Куйбышевской железной дороги появилась в начале 1970-х годов у главного инженера дороги Алексея Пестрово. В Советском Союзе сбор документальной информации о железных дорогах, мягко говоря, не приветствовался, даже фотографирование в районе вокзалов могло обернуться неприятной беседой. Но куйбышевские железнодорожники всё обосновали – в 1873 году исполнялось 100 лет открытию первой железной дороги не территории, ныне охваченной КЖД, а в 1875 году аналогичный юбилей намечался у самого Куйбышева / Самары.
Массу экспонатов собрали и нарастили очень быстро, и в 1973 году музей открылся. Но ему пришлось часто переезжать с одного места на другое – всё же, как сейчас говорят, непрофильный актив, всё время находились более важные структуры. Лишь в 2003 году, после открытия нового вокзала, музей получил свои постоянные 450 м2постоянного пристанища.
Экспозиция
В 2020 году музей был серьёзно обновлён и приспособлен к современным реалиям. Появились объёмные схемы и карты, новые технологии позволили использовать функции дополнения и наложения изображений. Наряду с новейшими технологиями остались и старые экспонаты, но частью и их сделали интерактивными. Это особенно привлекает детей – помахать специальными флажками, служившими первыми средствами связи между перегонами, или понажимать на ключ, тестируя невиданный прорыв в технологиях связи – телеграф. Интересно пронаблюдать эволюцию форменных костюмов железнодорожников — одетые в них манекены выстроены в хронологическую колонну.
Много материалов военных времён. Хоть война до Куйбышева и не должна, но тут и параллельная столица находилась, и движение через год было такое, что такая же интенсивность была достигнута лишь в конце 1950-х.
Самые популярные экспонаты — макеты. Старый вокзал Самары, паровозы, вагоны, цистерны, тепло- и электровозы – как раз при А. И. Пестрово Куйбышевская дорога первой в СССР полностью перешла на тепловую и электрическую тягу. И, конечно, целая железная дорога с туннелем, вокзалом, грузовой станцией и целым обслуживаемым городом с небоскрёбами.