Можайский Лужецкий монастырь в Подмосковье

Можайский Лужецкий монастырь в Подмосковье
Фото с Livejournal.com

Можайский Лужецкий мужской монастырь, основанный преподобным Ферапонтом Белозерским, недавно отпраздновал свой 600-летний юбилей. Он разместился в живописных окрестностях старинного города Можайска, на берегу Москвы-реки, которая, впрочем, в этих местах больше напоминает ручей, но с сильным течением и даже с одним бурным порогом. Обитель, окруженная стенами, за которыми скрываются храмы XVI столетия, величественно возвышается над городом и весьма эффектно выглядит со стороны подъездных дорог к Можайску.

Сегодня на территории монастыря все еще ведутся реставрационные работы, но главные постройки в целом восстановлены после разрухи, которую принесли ей богоборческие годы. Хотя, как шутят местные жители, реставрация проводится настолько медленно, что, когда она заканчивается, самое время – начинать новую. Следы обветшания, все еще отчетливо проявляющиеся в облике монастырских зданий, придают атмосфере, царящей в обители, некую элегичность, а благодаря отсутствию здесь толп туристов этот подмосковный уголок остается тихим и спокойным духовным местом.

Двор обители замечательно обустроен. Здесь разбиты обширные газоны, высажены цветы, деревья, кустарники. Между главными архитектурными достопримечательностями протянулись аккуратные дорожки, выложенные плиткой. Со стен монастыря открываются прекрасные виды на живописные окрестности.

История

Основатель монастыря Ферапонт Белозерский. Икона XVII века
Основатель монастыря Ферапонт Белозерский. Икона XVII века
Можайский Лужецкий монастырь в Подмосковье
Фото с Livejournal.com

Основание Можайского Лужецкого монастыря восходит к 1408 году и связано с именем подвижника русского православия – Ферапонта Белозерского. В те времена в Можайском удельном княжестве правил князь Андрей Дмитриевич – сын Дмитрия Донского. Он и пожелал устроить в местности, которую называли Лужками, обитель для иноков. За помощью князь обратился к преподобному Ферапонту, который уединенно жил в основанном им Богородице-Рождественском монастыре, в тихом озерном краю, недалеко от современной Вологды.

Князю пришлось долго уговаривать 70-летнего старца, не желавшего расставаться со своей обителью, приступить к новым свершениям, пока тот, наконец, внял его доводам. Так Ферапонт стал основателем еще одного монастыря. Его также назвали Богородице-Рождественским по взаимному согласию преподобного и можайского князя, чтившего день празднования Рождества Девы Марии как дату, в которую его отец одержал победу над золотоордынцами на Куликовом поле. Ферапонт, принявший сан архимандрита пробыл настоятелем монастыря около 20 лет, здесь он почил и был предан земле в 1426 году. По прошествии 6 лет умер и князь, до конца жизни заботившийся об обители и заложивший здесь первый каменный храм, который освятили во имя Рождества Богородицы.

В середине этого же столетия можайские земли отошли Московскому княжеству, и предположительно в это время монастырю была пожалована Василием Темным первая тарханная грамота, освобождавшая его от повинностей. Позже документ подтверждался царями Иваном Грозным и Михаилом Романовым. С 1523 по 1526 год в Лужецкой обители настоятельствовал архимандрит Макарий, позднее прославившийся в сане Московского митрополита. О монастыре в Можайске он не забывал до конца своей жизни, выделяя средства на его благоустройство, в том числе на завершение строительства нового собора во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Он же стал инициатором причисления к лику святых основателя Можайского Лужецкого монастыря преподобного Ферапонта Белозерского.

Первые обстоятельные описания обители содержат переписные книги 1596-98 годов. К этому времени здесь было уже три каменных храма, в монастырской ризнице хранилось немало ценностей, в библиотеке – множество книг. Однако почти все имущество обители было разграблено поляками в годину Смутного времени, когда Можайск подвергся нашествию врагов. В 1617-18 годах артиллерийские орудия польского королевича Владислава практически разрушили город и монастырские слободки. Восстановление обители из руин началось спустя десять лет благодаря щедрым пожертвованиям. Наиболее значительные вклады были внесены государем Михаилом Федоровичем, патриархом Московским Филаретом, князем Дмитрием Пожарским.

В начале следующего столетия Лужецкому монастырю, как и прочим русским обителям, пришлось расстаться с большинством церковных колоколов. Из них по велению Петра I «добывали» медь для новых орудий, понадобившихся после полной потери русской армией полевой артиллерии в начальных баталиях Северной войны. Так монастырь оказался причастным к будущим петровским победам. Ознаменовался XVIII век в истории Можайской Лужецкой обители и причислением ее к монастырям II класса. В списке подобных монастырей Московской епархии она занимала третью позицию, уступая лишь Спасо-Андрониковой и Высоко-Петровской обителям.

В 1812 году монастырь, разместившийся у Смоленского тракта, по которому на Москву шли французские войска, оказался на осадном положении, но за день до Бородинской битвы братия с сокровищами ризницы направилась в Толгский монастырь, что неподалеку от Ярославля. В опустевших кельях разместился штаб наполеоновского генерала Жюно. Вернувшись спустя два с половиной месяца, монахи нашли свой кров полностью разоренным. Отступая, французы намеревались взорвать монастырь, но мешки с порохом удалось героически вынести из горящего собора крестьянину Ивану Матвееву. Восстановление обители продолжалось в течение пяти лет.

В последней четверти XIX столетия архимандрит Дионисий, возглавлявший монастырскую братию и прославившийся как великий книжник и историк Церкви, занялся восстановлением древних лужецких традиций. В обители переиздавались жития Ферапонта Белозерского, реставрировались его древние образа, мастера писали новые иконы, стали фиксироваться чудодейственные исцеления у его гробницы.

В 1908 году в обители пышно праздновался 500-летний юбилей ее основания, а спустя десятилетие тут уже хозяйничали красноармейцы. Преимущественная часть помещений была занята военнослужащими караульной роты, и постепенно монашеские кельи превращались в коммуналки для их семей. В 1929 году богослужения в монастыре были окончательно прекращены. В начале 30-х в обители разместилась колония для малолетних преступников, затем тут работала фабрика по производству фурнитуры. В 60-х годах три монастырских храма благодаря немалым усилиям реставраторов были приведены в относительный порядок, но без последующего ухода они вновь пришли в негодность. Возрождаться монастырь начал в 1994 году, когда его вернули Московской патриархии.

Прогулка по монастырю

Монастырь окружают невысокие стены, строительство которых велось в XVII-XVIII веках. Сохранились и четыре угловые башни, относящиеся к этому же периоду. Ограда и башни значительно пострадали в 1812 году, но позже были отреставрированы. Сегодня эти постройки выглядят не лучшим образом, но работа по их обновлению проводится.

У парадного входа в южной монастырской ограде высится белокаменная надвратная Преображенская церковь – памятник архитектуры конца XVI века. Она была перестроена в 1732 году после пожара, но в аутентичном виде сохранился ее первый ярус с двумя арочными проемами. Сегодня здесь продолжаются реставрационные работы.

Слева от главного входа располагается протяженный келейный корпус, строившийся и перестраивавшийся в течение нескольких столетий – с XVII по XIX века. А сразу за надвратной церковью можно увидеть недавно отреставрированную колокольню, возведенную во второй половине XVII века в распространенном в тот период архитектурном стиле – с высоким шатром с тремя рядами слухов. В ее нижнем ярусе расположена усыпальница Савеловых – представителей старинного русского дворянского рода, сородичей патриарха Иоакима, при котором возводили колокольню.

В центре монастырского двора расположен пятиглавый собор Рождества Богородицы, освященный в 1547 году. В архитектурном облике главного храма отсутствуют какие-либо излишества. В интерьерах сохранились незначительные фрагменты росписей XVI века, можно здесь увидеть и дореволюционные иконы. Однако большинство образов в иконостасе написаны современными мастерами.

Под сенью собора хранится главная святыня монастыря – мощи святого Ферапонта. Многие верующие посещают монастырь специально для того, чтобы поклониться этой реликвии, обладающей, как считается чудодейственной силой. Еще одной реликвией, хранящейся в храме, является Евангелие, подаренное обители в 1686 году патриархом Иоакимом.

Справа от храма расположен некрополь, интересный своими древними надгробьями с вилообразными крестами. Из таких же надгробных камней состоит сохранившийся фундамент храма преподобного Ферапонта. Он был разобран в 60-е годы прошлого века. А вот Введенская церковь с трапезной палатой, ровесница главного монастырского собора, сохранилась. Она расположена у северной стены Можайского Лужецкого монастыря. Храм был перестроен во второй половине XVIII столетия.

Практическая информация

Можайский Лужецкий монастырь в Подмосковье
Фото с Livejournal.com

Территория Можайского Лужецкого монастыря открыта для посещений с 08:30 до окончания вечерних богослужений.

Можайский Лужецкий монастырь в Подмосковье — http://luzh-mon.ru/.

Экскурсии

Московские турагентства организуют автобусные экскурсии в Лужецкий монастырь с посещением других достопримечательностей Можайска. Стоимость 10-часового тура – от 1450 рублей с персоны. В монастыре действует паломническая служба, где организуются индивидуальные и групповые экскурсии по территории обители в сопровождении гида.

Как добраться

Монастырь располагается на северной окраине Можайска, на улице Герасимова,1. Из Москвы до Можайска удобно добираться на электричке. Поезда отходят от платформ Белорусского вокзала.

От станции метро «Парк Победы» на Кутузовском проспекте с 07:20 до 21:30 в Можайск отправляются автобусы № 457. Поездка займет около полутора часов.

Автотуристам следует выезжать из Москвы в юго-западном направлении по шоссе Е30. Расстояние до Можайска – 118 км.

Отзывы посетителей

Видео про Можайский Лужецкий монастырь

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x