Воскресенский Новоиерусалимский монастырь

Новоиерусалимский Монастырь

Новоиерусалимский мужской монастырь – одна из самых впечатляющих обителей Подмосковья, расположенная на расстоянии немногим более 70 км от столицы. Монастырь может похвастаться любопытнейшей историей и великолепным архитектурным ансамблем, ядро которого сложилась в XVII столетии. По замыслу своего создателя, патриарха Никона, обитель олицетворяет Святую Землю, благодаря чему она и получила название «Русская Палестина». Доминанта монастырского комплекса – Воскресенский собор, в его облике угадываются черты иерусалимской святыни – храма Воскресения Христова. Великолепный собор, увенчанный куполами и украшенный уникальными изразцами, напоминает сказочный замок, а помпезно оформленное внутреннее пространство храма придает ему сходство с настоящим дворцом.

Тщательно отреставрированный монастырский комплекс выглядит богато, величественно, но многие посетители отмечают, что это скорее туристическое, чем духовное, место. При обители есть кулинарные заведения, за его стенами находятся комфортабельные гостиницы. К наличию/отсутствию длинных юбок и платков в монастыре относятся довольно безучастно.

Посещать Новоиерусалимский монастырь лучше в будние дни, в первую половину дня. В праздники и во время каникул посетителей здесь очень много. Но даже в самые важные церковные праздники в просторном Воскресенском соборе с его прекрасной акустикой места во время проведения торжественных молебнов хватает всем желающим.

История

Воскресенский собор в XIX веке
Воскресенский собор в XIX веке

Воскресенскую обитель основал глава Русской Церкви Никон в 1656 году. Амбициозный патриарх-реформатор задумал создать новый центр православного мира: единый архитектурно-ландшафтный комплекс, наглядно воспроизводящий панорамы святых мест в далекой Палестине, ставших ареной драматических евангельских событий. Для воплощения грандиозного плана была избрана живописная местность близ Волоколамского тракта в Подмосковье, у переправы через речку Истра. Здесь патриарх, обладавший неограниченными финансовыми ресурсами, приобрел у боярина Боборыкина деревню Сафарово (Воскресенское) и окрестные земли – будущую Русскую Палестину. Ландшафт как нельзя лучше соответствовал замыслу. Высокий холм на берегу реки символизировал библейскую гору Елеонскую, сама же Истра – священную реку Иордан. Прибрежная роща именовалась садом Гефсиманским, заречную возвышенность окрестили Фавор-горой, а один из холмов наречен горой Синайской. По мере возведения монастырских строений, они получали символические названия, создающие в обители сакральную ауру евангельских и ветхозаветных историй: Сионская башня, Голгофа, Силоамский источник.

Первой постройкой обители стала бревенчатая церковь во имя Воскресения Господня, выстроенная на вершине символической Елеонской горы. На ее освящение в 1657 году из Москвы прибыл царь Алексей Михайлович в окружении высших сановников и церковных иерархов. По преданию, именно самодержец, восхищенный окрестной панорамой, назвал строящийся монастырь Новым Иерусалимом.

В 1685 году завершилось строительство грандиозного каменного Воскресенского собора, ставшего символическим аналогом иерусалимского храма Гроба Господня. К центральному объему собора, увенчанного золотым куполом, примыкает еще три строения. У южной стены высится семиярусная звонница с приделом во имя Всех Святых. С западной стороны находится ротонда, под ее сводом устроена часовня Гроба господня. Сам Никон, скончавшийся в августе 1681 года, был погребен в южном приделе этого собора.

На исходе XVII столетия монастырь окружила каменная стена, сменившая бревенчатый частокол. В честь первой деревянной церкви на монастырской Елеонской горе установили Поклонный крест.

Стилистика архитектурного ансамбля, создававшегося несколькими поколениями талантливых зодчих, среди которых был и знаменитый Бартоломео Растрелли, выдержана в едином торжественном барочном стиле. Такой облик постройки приобрели в эпоху царствования императрицы Елизаветы Петровны, велевшей перестроить монастырский комплекс, который сильно пострадал в огне большого пожара, случившегося тут в 1726 году.

После революции 1917 года местный совет рабочих и крестьянских депутатов ликвидировал монастырь, его насельников репрессировали, храмы разграбили. Но в целом архитектурный комплекс был сохранен, тут устроили краеведческий художественный музей.

В начале зимы 1941-го монастырское подворье оказалось в эпицентре битвы за Москву. К счастью, самые ценные иконы, ризы и другие экспонаты музея были эвакуированы в Казахстан. Немцы обратили монастырские постройки в груду руин. Нацисты взорвали все стеновые башни, надвратную церковь, Воскресенский собор. Обрушились сожженные кровли братских корпусов и трапезных. Примечательно, что разрушение уникального ансамбля Воскресенского монастыря упомянуто в обвинительном акте Нюрнбергского процесса по делу лидеров германских нацистов. К восстановлению зданий приступили в конце 1950-х годов. В 70-80 годы был отстроен Воскресенский собор.

В 1994 году монастырские постройки вернули в лоно РПЦ, монахи принялись обустраивать обитель. В 2013 году реставраторы вскрыли гробницу Никона и обнаружили, что останки патриарха исчезли. Вероятно, мощи основателя обители уничтожили в советские времена. Огорченные утратой монахи продолжают проводить ежедневные молебны у опустевшего склепа.

Словно в напоминание о годах поругания святынь и разрухи, официальный адрес монастыря с того времени не изменился: к его главному входу ведет улица Советская.

Как и задумал Никон, великолепная Новоиерусалимская обитель вновь превратилась в духовный центр притяжения православных паломников со всей России. Отстроены храмы и братские корпуса, в 2014 году из руин восстала колокольня. По традиции, настоятелем статусного монастыря является Патриарх Московский и Всея Руси.

Прогулка по монастырю

Новоиерусалимский монастырь окружает внушительная девятиметровая стена с галереями, откуда открываются впечатляющие панорамы. Ее изломы обозначены башнями: Гефсиманской, Сионской, Давидов дом, надвратной Елизаветинской, Ефремова и Дамасской. На первый взгляд, башни подобны одна другой, но все же они разнятся своим декором, объемом и шириной оконных проемов. Почти километровая каменная ограда со встроенными в нее башнями, завершившая формирование комплекса монастырских сооружений в 90-е годы XVII века, со времен Никона претерпела значительные изменения. Над восточными вратами, меж двумя башнями, высится Входоиерусалимская надвратная церковь, возведенная по проекту зодчего Якова Бухвостова – одного из основоположников нарышкинского стиля. Она выстроена в конце XVII века и восстановлена на рубеже 60-70-х годов прошлого столетия. Ярко выраженная ярусная композиция храма – характерный пример излюбленного Бухвостовым архитектурного типа, известного как «восьмерик на четверике». Замысловатый силуэт церкви и ее общая устремленность вверх, не перекрывают, тем не менее, со стороны входа панораму на ротонду Воскресенского храма, являющуюся доминантой архитектурного ансамбля Новоиерусалимского монастыря.

Обходя по кругу многообъемный комплекс Воскресенского собора, посетители словно становятся очевидцами событий, происходивших в последние дни жизни Иисуса. В основе архитектурного ансамбля собора находится крестчатый в плане одноглавый четырехстолпный храм, имеющий несколько приделов. Постройки олицетворяют главные христианские святыни: Голгофу, где был распят Христос, места его погребения и Воскресения. В восточной части комплекса расположена подземная церковь Константина и Елены, освященная в честь римского императора и его матери – известной поборницы христианства. Задачей мастеров, создававших храм, было воспроизведение аналога вырубленной в скале церкви Константина и Елены в Палестине. С южной стороны к Воскресенскому собору примыкает колокольня, восстановленная в 2014 году.

В целостном силуэте собора ярко очерчено впечатляющее шатровое завершение ротонды, где находится кувуклия – часовня Гроба Господня. Интересно, что патриархом Никоном впоследствии было запрещено строительство шатровых кровель в храмах. Вероятно, он не желал, чтобы очертания Воскресенского собора были повторены, ведь в таком случае его сакральное была бы не так очевидна. По его мнению, на Руси не должно было быть места иному аналогу Гроба Господня.

Строившийся в эпоху русского средневековья Вознесенский собор повторяет ордерные формы своего знаменитого палестинского предшественника. В своей работе русские мастера пользовались книгами и гравюрами, привезенными из Западной Европы. Но в облике храма отчетливо представлены и элементы традиционной русской архитектуры. Так, яркой особенностью внешнего и внутреннего декора Вознесенского собора является беспрецедентное количество изразцов. Одним из их создателей был знаменитый мастер-керамист Степан Полубес. Именно во время работ по оформлению Вознесенского монастыря он создал монументальный керамический фриз «павлинье око», опоясавший весь храм и ставший впоследствии его визитной карточкой. В дальнейшем изразцовым оформлением собора занимались и другие известные русские мастера.

В приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи находится одна из главных реликвий Новоиерусалимского монастыря – усыпальница Никона. Рядом с саркофагом можно увидеть изразцовый иконостас XVII с образами, созданными современными мастерами. Уникальными изразцовыми иконостасами можно полюбоваться также в приделах Страстей Христовых и архистратига Михаила. Особо чтима в монастыре придельная Голгофская церковь – именно здесь предпочитал молиться патриарх Никон. Под ее сводами находится аналог Лобного места, где был распят Иисус, вырезанное из кипарисового дерева распятие, иконостас, датируемый XVIII столетием.  

К XVII веку относится большинство хозяйственных построек, возведенных радением царевен Софьи и Татьяны в западной части подворья. Здесь можно увидеть трапезную с церковью Рождества, больничные и архимандричьи  палаты. Большинство зданий не раз подвергались реконструкциям и реставрациям, однако это не относится к палатам царевны Татьяны Михайловны, солодовым и кузнечным палатам.

При монастыре действует историко-культурный художественный музей «Новый Иерусалим» с интересной краеведческой экспозицией и выставочной галереей, где представлены произведения церковного искусства. В роще, олицетворяющей сад Гефсиманский сад, располагается музей деревянного зодчества. Сюда перевезены старинные крестьянские дома, дворовые постройки, мельницы, часовни. За садом расположен скит патриарха Никона. Несмотря на свое предназначение, это жилище отшельника имеет довольно нарядный облик, украшено оно изразцами и майоликой. Впрочем, внутри монашеского скита атмосфера, как полагается, аскетичная.  

На берегу Истры восстановлены Иорданские крещенские купальни, здесь можно окунуться всем желающим.

Практическая информация

Блинная. Новоиерусалимский монастырь

Для осмотра монастырь доступен ежедневно с 08:00 до 20:00. Музей «Новый Иерусалим открыт с 10:00 до 17:00 ежедневно, исключая понедельник и последнюю пятницу месяца. Единый билет, включающий осмотр всех его экспозиций обойдется в 700 рублей.

Сувениры

В память о посещении Русской Палестины можно привезти домой фляжку с водой из Живоносного источника, бьющего в подземной часовне Св. Константина и Елены. В 150 метрах от входа в обитель с 08:00 до 19:00 на открыта монастырская лавка (улица Советская, 1-А).

Где остановиться

Ближайшая к монастырю гостиница «Восточная» находится в двух шагах, на улице Советской, 7. Стоимость двухместного номера – от 618 рублей/сутки.

Где перекусить

На территории Воскресенской обители расположены трапезная, вареничная, блинная, где на десерт подают монастырское варенье. С 11:00 до 15:00 можно недорого перекусить в ближайшей столовой на улице Панфилова. Здесь готовят комплексные обеды стоимостью не более 200 рублей. На улице Московской, 48, с 11:00 до 17:00 работает столовая «Истра». Отобедать приглашает ресторан «Сурожский стан», заведение расположено на улице Адасько, 7. В Истре вы найдете и другие рестораны, пиццерии, кафе. 

Как добраться

Монастырь находится в городе Истра Московской области, в 72 км к северо-западу от столицы. Из Москвы в Истру регулярно ходят электрички. Поезда отправляются от перронов Рижского и Курского вокзалов. Выходить следует на станции «Новоиерусалимская», затем пройти к обители пешком (15-20 мин.). От станции к монастырю можно проехать и на городском автобусе. Выходите на остановке «Музей».

От станции метро «Тушино» в Истру курсируют автобусы маршрута № 372. Время в пути – 1 ч. 10 мин.

Для автомобилистов и экскурсионных автобусов вблизи монастыря обустроено несколько парковок. Многие предпочитают оставлять машину на автостоянке возле музея и направляются в обитель пешком через монастырский сад.