Троице - Сергиева лавра в Подмосковье

Троице Сергиева лавра

Троице-Сергиева лавра – крупнейший в России мужской монастырь и уникальный архитектурный комплекс, чей ансамбль складывался в течение нескольких веков. За это время монастырь, основанный в XIV веке преподобным Сергием Радонежским, превратился в настоящий русский Ватикан: здесь выстроены великолепные храмы, собраны знаменитые иконы, раритетные книги, драгоценные изделия, церковные одеяния. Тут находится Московская духовная академия, в библиотеке хранится богатейшее собрание религиозной литературы.

Ежегодно тысячи туристов и паломников посещают Троице-Сергиеву лавру, расположенную в Сергиевом Посаде. Сам же этот город является одной из ярких жемчужин туристического маршрута «Золотое кольцо».

Недалеко от стен лавры, в корпусе Нижних торговых рядов, для туристов действуют увлекательные мастер-классы гончарного ремесла, художественной росписи глиняных и деревянных изделий. Тут преподают азы изготовления текстильных кукол, восковых свечей, цветочных композиций.

Для эффектных обозрений на монастырских сооружениях устроены смотровые площадки. Общий вид ансамбля старинных построек лавры открывается с панорамной площадки на Блинной горке.

История

"Троице-Сергиева лавра" - художник Ф. Я. Алексеев, 1800 год
"Троице-Сергиева лавра" - художник Ф. Я. Алексеев, 1800 год

Согласно церковному преданию, в 1337 году странствующий аскет Варфоломей (в постриге – Сергий), пришедший из поселка Радонежского, избрал для постройки своего скита вершину горки Маковец в глухом бору на берегу лесной речки. От этой даты принято исчислять время основания Троицкого монастыря, ставшего знаменитой обителью, хранительницей православной духовности русского народа.

Со временем к отшельнику присоединились другие подвижники монашества. Сообща братия возвела часовню во имя Святой Троицы, иноки срубили кельи, поварню и другие необходимые постройки, оградили подворье частоколом. О благочестивой обители и чудесах, которыми прославился Сергий, заговорили по всей округе. В 1357 году Московский митрополит Афанасий возвел основателя скита в сан игумена монастыря, а Московский князь Иван Иванович Красный щедро одарил обитель золотом и землями. Авторитет Сергия Радонежского вскоре настолько возрос, что черноризец стал влиятельной фигурой в духовной и политической жизни Руси. Он обладал талантом смирять тихим словом гордыню и простых монахов, и враждующих князей. В его монастыре заключались военные и политические союзы, скрепленные освященными Сергием клятвами.

Житие преподобного сообщает: направляясь на решающую битву с татарами на Куликовом поле, князь Московский Дмитрий, прозванный вскоре Донским, прибыл в Троицкий монастырь. Здесь полководец получил благословение Сергия и священные хоругви, ставшие знаменами рати. Дружину князя пополнили монахи, решившие вступить в бой за Отчизну. Среди добровольцев летопись называет лишь двоих. Их имена – Александр Пересвет и Родион Ослябя. Оба воина прославились в поединках с татарскими богатырями и причислены к лику святых.

Преподобный Сергий Радонежский преставился в сентябре 1392 года. Похоронили его в склепе под сводами Троицкой церкви. До нас дошли иконописные лики святого. Древнейшее изображение Сергия вышито в 20-х годах XV столетия на покрове, хранящемся в ризнице лавры.

В 1408 году деревянные монастырские постройки обратило в пепел нашествие орды татарского хана Едигея. Сожженную Троицкую церковь восстановили в дереве, а в 1422-1423 годах на ее месте возвели каменный Троицкий собор. Для росписи нового храма преемник Сергия, игумен Никон, пригласил выдающихся иконописцев Андрея Рублева и Даниила Черного, приведших целую артель талантливых художников. К сожалению, настенные фрески этих мастеров до нас не дошли: в 1635 году штукатурка стен начала отслаиваться и осыпаться вместе с живописью. Покрытие пришлось заменить, а стены расписать вновь. А вот многие замечательные иконы, созданные художниками XV века для многоярусного иконостаса Троицкого собора, сохранились. В их числе – и гениальная рублевская «Троица», написанная специально для этого храма и украшавшая иконостас по правую руку от Царских врат.

В 1552 году, перед походом на Казань, царь Иван Грозный приехал в Троицкий монастырь и молился перед саркофагом святого Сергия Радонежского. После великой победы над Казанским ханством царь велел возвести в монастыре грандиозный собор во имя Успения Богородицы, размером и формами подобный Успенскому собору в Кремле. Первый камень в фундамент этого храма заложили в 1559 году. Строительство велось долго. Собор освятили только в 1585-м, но еще около столетия побеленные интерьеры огромного храма ожидали росписей.

Тем временем, с 1561 года настоятели монастыря возведены патриархом в статус архимандритов – один из высших рангов в церковной иерархии. В 1606 году под сводами Успенского собора был погребен царь Борис Годунов и вся его семья. Со смертью самодержца вспыхнула Смута, и в 1608 монастырские стены и башни выстояли в 16-месячной осаде польских войск.

Черед росписи интерьеров собора пришел только в 1684 году. Интересно, что артель из 35-ти художников, прибывшая тогда в монастырь из Ярославля, расписала стены, своды и арки Успенского собора всего за три летних месяца.

Новый расцвет монастыря связан с эпохой царствования Елизаветы Петровны. В 1742 году в его стенах открылась духовная семинария, через два года монастырь объявлен лаврой во главе с митрополитом Московским. Императрица, часто посещавшая эту обитель, приказала придворному архитектору Ивану Мичурину перестроить обветшавшие сооружения. Зодчий придал монастырскому комплексу нарядный барочный облик. Самой заметной его постройкой стала стройная 87-метровая звонница. Ее возведение затянулось на три десятилетия, и было завершено в 1770 году. Для этой колокольни в монастырской мастерской отлили гигантский колокол весом в 4065 пудов (более 66 тонн). Архитектурный ансамбль монастыря приумножился и великолепными Царскими чертогами. В это роскошное здание в 1814 году была переведена из Москвы Духовная академия. В лавре начала действовать собственная типография, появились многочисленные мастерские. Новые постройки возводились тут вплоть до начала XX столетия.

В послереволюционные годы обитель была распущена, здесь расположился музей. Мастерские превратились в кустарные артели, во многих зданиях устроились советские учреждения, а братские корпуса отдали под жилье.

Троице-Сергиева лавра, между 1890 и 1905. Фотохром (цветная литография)
Троице-Сергиева лавра, между 1890 и 1905. Фотохром (цветная литография)

Тем не менее, в наиболее значимых сооружениях проводились реставрационные работы, а в 1940 году весь комплекс лавры был объявлен Государственным заповедником. По окончании Великой Отечественной войны власти разрешили проводить в монастыре богослужения. Первая литургия была отправлена в Успенском соборе в апреле 1946 года, в Пасхальную всенощную. Тогда же патриарх Алексий I возложил на себя обязанности настоятеля Троице-Сергиевой лавры, и монашеская жизнь в монастыре возродилась. Возобновила работу Духовная академия, лаврская типография. В 50-60-е годы монастырские постройки освободились от учреждений и были переданы Московской патриархии в бессрочное пользование. К началу 1970-х годов завершилась масштабная реставрация архитектурного ансамбля лавры, отразившего развитие русского церковного зодчества на протяжении пятисот лет. В 1993 году этот комплекс был внесен экспертами ЮНЕСКО в списки объектов Всемирного наследия.

Прогулка по лавре

Троице-Сергиева лавра с высоты птичьего полёта, 2015 год. Производное (цвет) от Baranov Denis, aero-mov.ru / CC BY-SA

Троице-Сергиеву лавру окружают массивные стены, возведенные в XVI веке и надстроенные в следующем столетии. Возводились они по подобию укреплений в Китай-городе, в три яруса, с навесными бойницами. Древние стены дошли до нашего времени практически в аутентичном облике, как и стеновые башни. Фортификации строились в ту эпоху, когда в русском зодчестве был широко распространен узорочный стиль, отличающийся пышной декоративностью. Поэтому боевые башни могут похвастаться великолепным оформлением. Каждая из них имеет собственное название. Наиболее эффектно выглядит шестиярусная Уточья башня, оборонявшая северо-восточный угол укреплений. Ее стены богато декорированы, а 77 бойниц имеют сложную фигурную форму. Ажурное завершение твердыни увенчано высоким шпилем, на котором красуется каменная «утица».

В восточной стене в XVII веке были пробиты Успенские ворота с арочным проходом под келейными корпусами. Через них в монастырь шел простой люд. Чуть южнее Успенских ворот находится парадный въезд – Святые врата с белокаменной надвратной Красной башней, оформленной фресками с изображениями Сергия Радонежского. Арочный проход прорезает нижний ярус пятиглавой церкви Иоанна Предтечи, возведенной в конце XVII века на средства мецената Григория Строганова.

Аллея, протянувшаяся от входа, выведет вас к древнейшему храму лавры – Троицкому собору, возведенному в 1423 году. Компактный и приземистый собор немного сужается кверху, и это придает ему динамичный и монументальный облик. Облик храма аскетичен, единственное его украшение – узорчатые пояски, с искусно высеченным орнаментом, в котором переплетаются цветы и кресты. Под сводами собора хранятся мощи преподобного Сергия. Впечатляют образы пятиярусного иконостаса XV века, фресковая живопись XVII столетия. Среди икон – копия всемирно известной «Троицы» Рублева (подлинник хранится в Третьяковской галерее).

Напротив главного собора расположена церковь во имя Сошествия Св. Духа. Ее выстроили в 70-х годах XV века. В облике Духовской церкви есть яркое отличие, благодаря которому она представляет собой уникальный памятник русского зодчества, – сочетание храма и звонницы. Цилиндрический ярус колокольни с рельефной аркадой расположен прямо у основания подкупольного барабана.

В самом центре Свято-Троицкой лавры высится величественный пятиглавый Успенский собор, возведенный в 1559-1585 годах. Центральный купол собора позолочен, остальные главы окрашены в голубой цвет и декорированы звездами. В интерьерах сохранились богатые бронзовые люстры-паникадила и яркие росписи, выполненные в 1684 году. К этому же времени относится и золоченый пятиярусный иконостас. Среди образов можно увидеть работы знаменитого иконописца XVII столетия Симона Ушакова.

По правую сторону от собора находится надкладезная часовня конца XVII века, выстроенная в стиле нарышкинского барокко. Источник, бьющий в ее стенах, пользуется большой популярностью у паломников и туристов. Летом набрать воды, считающейся целебной, можно и у водоразборного бассейна в виде чугунной чаши с крестом, расположенном напротив Успенского собора.

У северного угла храма находится семейное погребение Годуновых. Здесь покоятся останки не любимых в народе царя Бориса и его жены Марии, дочери кровавого Малюты Скуратова, их малолетнего сына Ивана и дочки Ксении – красавицы и мастерицы, несостоявшейся невесты ряд принцев из Европы, насильно подстриженной в монашество по велению Лжедмитрия I.

В южной части архитектурного комплекса Свято-Троицкой лавры красуется трапезная с Сергиевской церковью (1686-1692 годы). Благодаря пышно декорированному фасаду, эта постройка напоминает дворец.

Семнадцатый век представлен в архитектурном ансамбле также Царскими чертогами и Больничными палатами с церковью Зосимы и Савватия (1635-1637 годы) – единственным шатровым храмом в лавре. Царские чертоги – довольно незамысловатое по форме, но красиво декорированное здание. В его стенах размещались царственные особы и знать, регулярно наведывавшиеся в Свято-Троицкую лавру. Внутреннее убранство палат впечатляет богатством отделки.

Особенно эффектно выглядят печи из разноцветных изразцов, лепные плафоны середины XVIII  века – уникальные работы художника-скульптора Каменского.

Два храма дошли до нас с 30-40-х годов XVIII столетия: миниатюрная восьмиугольная Михеевская часовня и барочная церковь Смоленской Божьей Матери. С нею связано имя Дмитрия Ухтомского – мастера елизаветинского барокко. Он же, совместно с Иваном Мичуриным, является автором колокольни лавры, ставшей украшением и композиционным центром архитектурного ансамбля лавры. Колокольня в пять легких ажурных ярусов, украшенных колоннами, взмывает ввысь на 87 метров, входя в число лучших памятников русского зодчества эпохи расцвета барокко.

Практическая информация

Троице Сергиева лавра
Блинная гора. Памятный знак в честь 700-летия Сергиева Посада.

Вход на территорию монастыря открыт с 05:00 до 21:00. Не забывайте о правилах достойного поведения в стенах монашеской обители. Женщинам следует надеть скромную одежду и скрыть волосы под платками. 

Музеи

Главный корпус историко-художественного заповедника с музейными собраниями находится в Сергиевом Посаде на проспекте Красной Армии, 144. Музей доступен для туристов ежедневно с 10:00 до 19:30. Передвижные выставки и другие экспозиции размещаются в архитектурном комплексе «Конный двор» (улица Первой ударной армии, 2), в краеведческом музее (Овражный переулок, 9-А), а также в монастырской ризнице.

Экскурсии и цены

При лавре действует паломнический центр, организующий экскурсионное обслуживание посетителей. Обзорные и тематические прогулки по территории лавры в сопровождении гида предлагает и экскурсионный отдел администрации Государственного заповедника.

Стоимость обзорной экскурсии по лавре для группы до 6 персон – 1 500 рублей. Присоединиться к групповым экскурсиям можно за 250 рублей с персоны.

Как добраться

Город Сергиев Посад расположен в 73 км к северо-востоку от Москвы. От платформ Ярославского вокзала туда курсируют электрички (время в пути – 1 ч. 30 мин.). Экспресс-поезда доставляют пассажиров за 1 час. В течение дня с 11:15 до 15:30 отправляются 5 составов.

От автостанции у метро «ВДНХ» в Сергиев Посад ежедневно следуют автобусы маршрута № 388. От городской автостанции, расположенной возле ж/д вокзала, до лавры можно доехать на муниципальном автобусе (остановка «Центр»), или минут десять пройтись пешком, посетив по пути смотровую площадку на Блинной горке.   

Проезд на такси из Москвы до ворот Троице-Сергиевой лавры ориентировочно обойдется в сумму от 3 200 рублей.