Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь в Подмосковье
Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь – тихий женский монастырь, расположившийся на обширной поляне, в окружении протянувшихся на километры лесов. Эти живописные места находятся всего в 68 км от Москвы. Обитель не может похвастаться многовековой историей, но представляет собой любопытный образец небольшого провинциального монастырского комплекса середины XIX – начала XX столетий.
Совсем недавно в Троице-Одигитриевском монастыре были завершены основные восстановительные работы, и сегодня две его главные архитектурные достопримечательности – соборный Троицкий храм и надвратная колокольня – выглядят весьма нарядно и эффектно. Реставраторы привели в порядок хозяйственные и жилые постройки обители, а монахини с любовью благоустроили его территорию. Здесь разбиты аккуратные аллеи, клумбы с ароматными цветами, устроены удобные скамьи. В обители есть собственный скотный двор, ульи, огород. В мастерских сестры пишут иконы, переплетают книги, шьют одежду, занимаются рукоделиями.
Как добраться
Из Москвы добираться до монастыря придется с пересадкой. На Ярославском вокзале садитесь на электричку в направлении Александрова, Калуги, Нары, Малоярославца, Бекасово. Поезда отходят от перронов часто, ежесуточно с 04:55 до 22:23 отправляется 46 составов. Время в пути – 1ч. 10 мин. Выходите на полустанке «Рассудово». Оттуда в поселок Зосимова Пустынь курсирует автобус № 868.
Автотуристам на частном транспорте следует выезжать из Москвы на юго-запад, по Киевскому шоссе (Е101), и двигаться до левого поворота на поселок Яковлевское. Далее следуйте по главной дороге до поселка Зосимова Пустынь. Расстояние по этому маршруту составит 68 км, время в пути – около часа.
Территория обители доступна для посещений ежедневно с 08:00 до 19:00.
Где остановиться
При монастыре действует небольшой хостел. Для паломников выделены две общих комнаты – мужская и женская. Спальных мест тут немного, поэтому о ночлеге следует договориться заранее. Телефон указан на страничке контактов сайта обители.
Экскурсии
Присоединиться к получасовым тематическим экскурсиям приглашает паломническая служба обители. Группы сопровождают монахини. Вы услышите рассказ об истории обители, о выдающихся личностях в отечественном монашестве, познакомитесь с особенностями монастырского устройства, со сложившейся веками иерархией, со спецификой житийных уставов.
Официального прейскуранта на экскурсии тут нет, слушатели вносят в церковную копилку посильное воспомоществование. По окончании осмотра монастыря участникам вручаются миниатюрные иконки с образом преподобного Зосимы, благословленные матушкой-настоятельницей обители.
История
В начале 20-х годов XIX столетия известный подвижник православия старец Зосима при поддержке митрополита Филарета хлопотал в Петербурге о выделении участка для устройства женской обители, но государственные чиновники не поддержали этот проект. Обращение к взошедшему на престол императору Павлу I тоже было вежливо отклонено.
Выход был найден в частном порядке. В августе 1826 года земли под устройство скромной пустыни безвозмездно предоставила помещица Мария Бехметова, пожертвовав на богоугодное дело часть своего обширного поместья в Верейском уезде, в 60 верстах от Москвы. С благословения Московского митрополита Филарета будущую обитель назвали Одигитриевской, в честь чудотворного образа Смоленской Богородицы Одигитрии.
Имя и место были выбраны не случайно. Старожилы из уст в уста передавали предание о прозорливом предсказании прохожего старца в тревожные дни Отечественной войны. Тогда, в октябре 1812 года, через эти места проходили потрепанные полки Наполеона, отступавшие из Москвы. Крестьяне из поселка Кузнецово, наслышанные о мародерстве французов, спрятали тут, в лесной глуши, главную ценность деревенской часовни – икону Одигитрии. У тайника повстречался им старичок. Как бы невзначай путник произнес: «Богородица прославит здесь свое имя». Тот схрон находился как раз там, где через 14 лет решили выстроить скит.
Поначалу госпожа Бехметова гостеприимно предоставила в распоряжение 15-ти сестер свою загородную усадьбу. Несколько состоятельных благотворителей вручили отцу Зосиме денежную помощь, позволившую приступить к первоочередным работам по обустройству пустыни. Среди них особой щедростью выделялся успешный фабрикант Семен Лепешкин. С этим благодетелем преподобный Зосима часто переписывался, в архивах сохранились автографы духовных писем старца. Известно, что господин Лепешкин по завещанию оставил часть своего состояния на содержание Одигитриевской обители.
В то время здесь простиралось болотце, окруженное кустарником и густым ельником. Отец Зосима и приглашенные из окрестных деревень работники занялись расчисткой леса, выкопали дренажные канавы для отвода воды, обустроили колодец. В образовавшиеся прудики запустили карасей и другую мелкую речную рыбу. Монахини же занялись возделыванием огородов, разведением домашней птицы, собирали к трапезе грибы и ягоды в лесу. Преподобный Зосима умиленно называл этот отдаленный от всякого жилья тихий монашеский мирок «благословенной пустынькой».
Прежде всего преподобный позаботился о крове для сестер. Из стволов срубленных деревьев деревенские плотники сложили келейный корпус, хозяйственные постройки. Территорию обители окружили частоколом. Ближайшая приходская церковь находилась в четырех верстах, в деревушке Руднево.
В последние годы жизни отец Зосима удалился в лесную келью в отдалении от монастыря, которую он выстроил у собственноручно выкопанного колодца. Там он и почил в октябре 1833 года.
В 1840-х годах на средства Семена Логиновича Лепешкина в монастыре развернулось масштабное строительство, а окончательно облик небольшого архитектурного ансамбля обители сложился в начале XX века.
В 1919 году Троице-Одигитриевскую пустынь возглавляла игуменья Афанасия (в миру – Лепешкина). Она была правнучкой щедрого ктитора обители. Большевики упразднили монастырь, но сестры продолжали служение, оформив сообщество в трудовую артель. Ее ликвидировали в 1929-м. Изгнанные монахини разошлись по ближайшим селам.
Весной 1931 года по анонимному доносу матушку Афанасию арестовали. Ей предъявили обвинение в антисоветской деятельности. Главным аргументом обвинения стало ее фото в облачении игуменьи. Настоятельницу и несколько сестер, оставшихся в уездных поселках, сослали в Северный Казахстан, где они и сгинули в концлагерях ГУЛАГа.
Одигитриевский храм был снесен до основания, лишенный куполов Троицкий собор приспособили под сельский клуб, по выходным там устраивали танцы, показывали кино. Колокольня же служила водонапорной башней.
В конце минувшего века строения занял летний лагерь для детей работников Московского метро.
Возрождение Троице-Одигитриевской пустыни настало в середине 1990-х. Первое богослужение в еще не отремонтированном Троицком храме провели в 1996 году, а в 2000-м пустынь получила статус ставропигиального женского монастыря.
Архитектурный комплекс монастыря
На территории обители расположено несколько объектов культурного наследия. Восстанавливая их, реставраторы старались максимально сохранить подлинные материалы. От исторической ограды монастыря до наших дней дошла лишь ее пятая часть и четыре угловые башни. Дореволюционные сооружения были восстановлены, но стены, окружающие сегодня обитель – полностью новая постройка, не считая нескольких фрагментов. Они окрашены в теплый розовато-песочный цвет и декорированы нарядными белыми вставками. Парадные ворота с богатыми коваными решетками также созданы в наши дни. Прямо напротив них высится главный храм монастыря, освященный во имя Св. Троицы.
Троицкий собор, увенчанный золоченым куполом, выстроен в 1838 году в русско-византийском стиле. В 1855 году он прирос приделами и приобрел несколько эклектичные формы. Храм выглядит очень нарядно: бледно-розовый цвет его фасадов оттеняют белоснежные элементы, подчеркивающие изящество архитектурных форм. Под сводами собора просторно и светло. Во время реставрации были обнаружены фрагменты аутентичной росписи стен и алтаря, но в целом оформление храма – работа современных мастеров.
Доминантой архитектурного комплекса Троице-Одигитриевской пустыни, как и в былые времена, является колокольня. Звонница, возвышающаяся над старыми монастырскими вратами, окрашена в тон с оградой. Она была возведена в 1857 году, тогда же здесь был устроен храм в честь Рождества Св. Иоанна Предтечи. Церковь находится в надвратном ярусе колокольни, выполненном в стиле петровского барокко, но с элементами, характерными для классического византийского зодчества. Иоанно-Предтеченский храм не отапливается, и богослужения в нем проводятся только в праздничные дни. Над ним высится ярус звона с семью колоколами. Его венчает медная главка с золоченым крестом.
Недавно были отреставрированы и другие монастырские постройки XIX – начала XX веков: дом с мезонином, где ранее располагался госпиталь, трапезная со старинными печами, келейные корпуса, которые в советское время регулярно ремонтировались, благодаря чему неплохо сохранили свой подлинный облик.
В небольшом монастырском музее собраны экспонаты, рассказывающие об истории обители: книги, портреты старца Зосимы, гравюры, фотографии. Многие любопытные предметы появились здесь благодаря бывшей сотруднице пионерлагеря Валентине Астаховой, которая организовала краеведческий кружок. С группами подростков она отправлялась в походы по соседним деревням в поисках интересных экспонатов, связанных с историей обители.
В 3 км от монастырских стен находится место, где в лесной келейке провел последние годы жизни преподобный Зосима. Здесь он выкопал колодец, вода в котором после его смерти приобрела, как считается, чудесные свойства. Сестры нарекли его «Отчин колодец». В начале прошлого века тут построили часовенку но в советские годы этот святой уголок был разрушен. В 1997 году сруб колодца реконструировали, а позже паломники, совершающие ежегодно крестный ход к этому месту, установили здесь поклонный крест.