История Брянска

В западной части Среднерусской возвышенности, на берегах р. Десна расположился Брянск – областной административный центр, один из самых древних российских городов. За свою многолетнюю историю поселение, окруженное дремучими лесами и дебрями, превратилось в цветущий современный город с многонациональной культурой, традициями, необычной архитектурой.

Летопись Дебрянска

В 985-м году славянская община организовала на правобережье р. Десна укрепленное поселение Дебрянск. Деревню основали среди труднопроходимых лесов и дремучих дебрей не случайно. Населенный пункт стал перевалочной и опорной базой для войск князя Владимира, которые совершали походы на казахов и волжских татар.

Брянск, как город, впервые упомянут на страницах летописи Ипатьевской в 1147 году.

Князь Черниговский Роман в 1246 году образовал Брянское княжество, а Брянск был назван удельным стольным градом. Сюда была перенесена столица княжества из Чернигова, разоренного Батыем.

Брянск обрел статус политического, промышленного и духовного центра округи.

Однако вскоре великое литовское княжество поработило Брянщину. Территория около 150 лет страдала под гнетом чужеземцев.

Переломным стал 1500 год, когда русские войска вошла в город. Северные территории княжества становятся частью Московского государства.

Форт на границе. Главные вехи

Брянск играл роль города-цитадели, крепости, охраняющей юго-западные границы России. Брянское княжество становится уездом, которым управляют воеводы.

В 1708 году посетил город Петр I. Император создал череду указов, ориентированных на развитие промышленности и торгового дела. Рядом со Свенским монастырем проводилась самая масштабная в России ежегодная ярмарка.

На территории Брянска заложили корабельную верфь для строительства судов для флотилии.

В 1778 году город стал центром Орловской губернии. По приказу императрицы Екатерины II в Брянске построили Арсенал, где отливали пушки.

Семимильными шагами развивались производства – лесопильное, мукомольное, кирпичное, канатопрядильное, табачное.

В порты Риги и Петербурга отправляли грузы для Москвы – лес, конопляное масло, пенька.

В 1868 году была построена Орловско-Витебская железнодорожная ветка, проходившая через город. Брянск стал частью транспортной системы России. Рядом построили два завода — железоделательный и рельсопрокатный. Затем они вошли в структуру крупного предприятия, выпускающего для ж/д паровозы и вагоны.

Брянск советского времени

В первые годы после революции Брянщина отошла к Западной области, а затем территория вошла в состав Орловской. Во время правления Советов Брянск превратился в доминирующий промышленный центр. Завершилось строительство Брянской ГРЭС.

Разрушительную силу фашистской оккупации ощутили на себе жители города. Брянск был под оккупацией около двух лет. Горожане всеми силами боролись с фашистами, создавали отряды народного ополчения. В сентябре 1943 года город освобожден советскими войсками.

Брянск стал областным центром в 1944 г. Правительством создано специальное постановление. В документе были перечислены города, подлежащие восстановлению в первую очередь. Брянск тоже был в том списке. Объектом, который подняли из руин первым, стал паровозостроительный завод, выпустившим на рельсы первый паровоз уже через год.

Брянск носит гордое звание Города Воинской Славы, награжден правительственными наградами.

Население современного областного центра насчитывает около полумиллиона жителей.

Сегодня — это город с насыщенной и богатой историей, очаг культуры и традиций, в которых переплетается прошлое, настоящее и будущее. Органичное сосуществование нескольких эпох оставляет свой след в облике Брянска.

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x