«Музей тверских железнодорожников»: и подвиг, и труд
- Адрес: Тверь, ул. Железнодорожна, 30
- Режим работы: по предварительному запросу
- Телефон: 8 (910) 937-14-49
Рейтинг Tuturizm
«Музей тверских железнодорожников» находится на территории железнодорожного вокзала. Нужно пройти по подземному переходу, свернуть направо на улицу Железнодорожная и обойти кирпичное здание бывшей прачечной. Официальный адрес – Железнодорожная, 30. Неподалёку есть ещё один дом с таким же адресом, но это деревянный двухэтажный дом Эксплуатационного депо.
История музея
Нынешний музей – компиляция двух железнодорожных музеев, существовавших ещё в Калинине. Оба они работали как филиалы музея Октябрьской ж / д. «Музей железнодорожников» (основан в 1982 году), в просторечии «Узловой» работал в ДК калининских железнодорожников, а «Музей истории локомотивного депо «Калинин» (основан в 1984 году) обитал прямо в круглом здании депо.
Когда здание ДК железнодорожников продали, экспозицию тамошнего музея разместили в здании прачечной депо. Она работала в здании, которое примыкает к депо, но расположено отдельно. Помещение оказалось достаточно просторным, чтобы перевести туда и второй музей. Так в 2012 году и появился «Музей тверских железнодорожников».
Экспозиция
Экспонаты музея рассказывают об истории российских железных дорог, что называется, «с нуля», с 1809 года, когда в Твери работало Главное управление путей сообщения – прообраз нынешнего Министерства. Как ни удивительно, но первые семь лет своего существования Главное управление размещалось в Твери.
В музее три зала: один посвящён работе железнодорожников в тяжелейшие времена Великой Отечественной Войны, другой охватывает весь предыдущий период, а третий зал, соответственно, ближе к современности. Есть и экспонаты, которые в музей не помещаются и стоят на улице рядом. Это водокачка и заслуженный паровоз Октябрьской железной дороги. Этого паровоз таскал вагончики по знаменитой железнодорожной линии, проложенной в блокадный Ленинград.
Экспонатов в музее много, и многие из них раскрывают работу железных дорог с неожиданной стороны. Например, первые железнодорожные билеты в России были медными и многоразовыми. На увесистых пластинках чеканилось название станции и цифры, понятные только кондукторам, в чьи обязанности входило не только проверить билеты, но и собрать их в конце поездки.
Внушает уважение коллекция инструментов, которыми пользуются слесари-железнодорожники. Если гаечные ключи поражают своими размерами, то о предназначении многих железок без пояснений смотрителя музея догадаться очень сложно. А дерево на железных дорогах, оказывается, применяли не только в качестве шпал или столбов, а и как водопроводные трубы. Есть в музее кусок такой трубы. Оказывается, если стянуть распилы стволов проволокой, они набухают и образовывают вполне нормальную трубу.
Последний зал наименее иллюстративный. Да и сложно проиллюстрировать тысячи километров построенных дорог и те же города, выросшие вокруг станций БАМа. Зато в этом зале есть макет станции Тверь в период постройки дороги на Санкт-Петербург, когда ещё в городе и не было пассажирского вокзала.