Станция московского метро "Комсомольская"

Станция метро Комсомольская-кольцевая, 2015 год.
Станция метро Комсомольская-кольцевая, 2015 год. Фото от A.Savin, WikiCommons

Станция Комсомольская – одна из самых примечательных московского метрополитена – находится на Кольцевой линии. Оформлена в стиле сталинского ампира, отличается роскошью, в архитектуре использовались два направления – классицизм, барокко, элементы ампира, главная тема – борьба народа за независимость. Авторы проектировали не просто станцию метрополитена, это ворота в город, поскольку находится Комсомольская в одном из наиболее оживленных транспортных узлов столицы.

Оглавление

Расположение

Станция расположена на Кольцевой ветке в ЦАО под одноименной площадью, между остановками Курская и Проспект Мира.

Впервые станция открылась в середине 20 века. Вестибюль единый для двух платформ, под куполом, декорирован торшерами, барельефами и роскошными люстрами.

Нумерация выходов:

1 – выход к поездам Ленинградского направления, северный подземный вестибюль;

2 – выход к поездам Ярославского направления, северный подземный вестибюль;

3 – выход к двум вокзалам – Ярославскому и Ленинградскому, северный наземный вестибюль;

4, 5 – через Северный и Южный наземные вестибюли можно выйти на Комсомольскую площадь;

6 – выход к центральному входу Казанского вокзала;

7 – выход к поездам Казанского вокзала;

14 – выход к кассам Казанского вокзала.

История станции

Станция строилась и открывалась в рамках первой очереди столичного метрополитена. Изначально в планах развития московского метро не было строительства Кольцевой ветки, на ее месте хотели построить линии с возможностью смены транспорта и направления движения в центре Москвы. Проект Кольцевой ветки разработан в 1934 году, в соответствии с документом было запланировано 17 станций. Позднее, в 1938 году внесли правки и перенесли его дальше от центральных улиц, но в 1941 году месторасположение станции вновь изменили. Окончательное решение о начале строительных работ объявили в 1943 году, чтобы разгрузить крупный транспортный узел, объединяющий три станции.

Сдача Кольцевой ветки была назначена в 1947 году, строительство велось по трем участкам. Комсомольская входила во второй участок – от остановки Курская до остановки Белорусская.

Оформление станции

Станция метро Комсомольская, 2016 год
Станция метро Комсомольская, 2016 год

В торце станции (северная сторона) построена лестница, по ней пассажиры попадают в небольшой купольный зал. Примечательная особенность зала – пятиконечная звезда с длинными золотыми лучами, украшающая купол. В центре свода находится роскошная люстра.

Далее по коридору пассажиры выходят к тоннелю с эскалаторами, который ведет в наземный вестибюль восьмиугольной формы под внушительным куполом, который декорирован лепниной, а также барельефами, изображающими горнистов. Освещение обеспечивают две люстры, по углам установлены торшеры. Для облицовки стен выбран бежевый мрамор. В вестибюль поднимаются эскалаторы из двух тоннелей (две станции).

Уличный павильон, где расположены вестибюли, — двухэтажное здание, имеет крестовую форму и два портика с шестью колоннами. Вестибюльный свод выдается наружу куполом, сверху установлена пятиконечная звезда с серпом и молотом.

Станция в цифрах:

  • посадочный зал – 190 м;
  • ширина нефа – 11 м;
  • высота зала – 9 м;
  • 146 колонн, установленных с шагом в 5,6 м;
  • Толщина каждой колонны – 0,8 м.

Потолок желтый, декорирован вставками из мозаики, лепниной. Освещение обеспечивают большие рожковые люстры, установленные между панно, непосредственно платформа освещается люстрами подобной формы, но меньшего размера. В качестве напольного покрытия выбран малиново-красный кузнечнинский гранит. В торце зала, который является тупиковым, установлен бюст Ленина.

Переходы на другие станции

Фрагмент колонны на станции метро Комсомольская, 2012 год
Фрагмент колонны на станции метро Комсомольская, 2012 год

Благодаря пересадкам ежедневно на станции Комсомольская бывает более 262 тысячи человек.

Для станции построено несколько вестибюлей – Северный, Южный. Через Северный предусмотрено сообщение с Ярославским, Ленинградским вокзаламами, а также с железнодорожной станцией Каланчевская. Южный вестибюль имеет сообщение с Казанским вокзалом, Комсомольской, Каланчевской площадями. Два вестибюля совмещены.

В центре зала работают эскалаторы, лестницы, которые ведут на остановку Комсомольская, которая находится на Сокольнической ветке.

Что рядом

Непосредственно со станции Комсомольская предусмотрен выход к:

  • площади Комсомольской;
  • улицам: Краснопрудная, Новорязанская, Каланчевская, Маши Порываевой;
  • переулкам: Ольховскому и Краснопрудному;
  • проездам: Южному, а также Комсомольской площади.

В пешей доступности расположены такие транспортные узлы: Ленинградский, Казанский и Ярославский вокзалы (300 м), Москва-Каланчевская (300 м), Курский вокзал (2 км).

Ближайшие остановки метрополитена: Красносельская (750 м), Красные ворота (900 м).

В радиусе 600 м есть следующие остановки наземного общественного транспорта:

  • метро Комсомольская;
  • Комсомольская площадь;
  • станция Каланчевская;
  • улица Новорязанская;
  • переулок Грохольский;
  • переулок Большой Балканский;
  • второй троллейбусный парк;
  • метро Красносельская.

Интересные факты

  1. Станция Комсомольская признана одной из наиболее загруженных в столичном метро.
  2. В 17 веке на месте станции было пустое поле.
  3. Комсомольская – самая большая колонная станция столичного метрополитена.
  4. Проектом было запланировано три вестибюля, но в результате появилось два – Северный и Южный, объединенные под одной крышей.
  5. В 1958 году в Брюсселе проводилась международная выставка, где проект станции Комсомольская был удостоен Гран-при.
  6. Комсомольская площадь считается аномальной зоной в столице, поскольку тут часто происходят зловещие события.
  7. Рядом со станцией находятся исторические памятники архитектуры.

Время работы

Режим работы отличается в зависимости от выхода из метрополитена:

  • к Казанскому вокзалу – с 5-20 до 1-00;
  • к Ярославскому и Ленинградскому вокзалам – с 5-30 до 1-00.