Станция московского метро «Белорусская»

Станция московского метро "Белорусская"

Станция Белорусская-Кольцевая, 2010 год.
Станция Белорусская-Кольцевая, 2010 год. Фото от A.Savin, WikiCommons

Станция метро Белорусская находится в центре Москвы. Точнее сказать, это две станции: одна на Замоскворецкой линии (зеленая ветка), а вторая — на Кольцевой (коричневая ветка).

Выходы со станций ведут на пл. Тверская застава, улицы Грузинский Вал, Бутырский вал, 2-ю Брестскую улицу и, конечно же, на Белорусский вокзал. В 200 метрах от выхода со станции можно увидеть храм Николы Чудотворца — исторического памятника старообрядческой церкви.

Как и другие станции метро, Белорусская начинает работать в 5:25 утра и заканчивает допуск пассажиров в 1:00 ночи по Московскому времени. Однако, как и другие станции центрального кольца, Белорусская может функционировать и по специальному графику: в Новый год или другие праздники мэрия города обычно отдают распоряжение о круглосуточной работе метро.

История станции

Вид на Белорусский вокзал с пл. Тверская Застава, 2018 год
Вид на Белорусский вокзал с пл. Тверская Застава, 2018 год. Фото A.Savin, WikiCommons

Из двух станций, первой открылась станция на Замоскворецкой ветке. Она начала работать в 1938 году. При этом строительство Кольцевой ветки изначально не планировалось. Вместо нее схема метро представляла собой пересекающиеся ветки, связывающие разные концы города. Однако в 1934 году все-таки было принято решение проложить Кольцевую, однако по этой схеме она находилась значительно дальше от центра, чем ее построили.

Кольцевая линия в том виде, в котором мы ее видим сейчас, была построена только к началу 50-х годов прошлого века. Белорусская на Кольцевой линии заработала в 1952 году. Переход на зеленую ветку заработал сразу же после открытия станции.
Ст. м. Белорусская строилась закрытым образом. Поскольку вестибюль станции является частью Белорусского вокзала, то вместо стены строители возвели колоннаду. Изначально планировалась постройка двух выходов, один из которых должен был вести к выходу к жилым домам, однако в итоге ограничились одним вестибюлем.

Переходы на другие станции

Белорусская станция связывает Кольцевую линию с Замоскворецкой. Перейти на другую ветку можно из центрального зала. Переход имеет оригинальное оформление, особенно отличаются арки. При дизайне использовались белорусские мотивы, отделка выполнялась флорентийской мозаикой. В переходе можно найти статую «Белорусские партизаны».

Данная станция метрополитена обладает интересной архитектурой и историей создания. Давайте подробно ее рассмотрим.

Оформление станции

Вестибюль станции метро Белорусская, 2016 год
Вестибюль станции метро Белорусская, 2016 год

Белорусская — Замоскворецкая (зеленая ветка)

Вестибюль станции Белорусская на зеленой ветке встроен в Белорусский вокзал. Снаружи вход отделан черным гранитом, а внутренние парные колонны, которые разделяют помещение, покрыты белым мрамором. На входе в станцию стоят турникеты.

В первом зале можно обнаружить кассу для приобретения билетов и два входа на станцию. Главный вход можно на стороне с пл. Тверская Застава. В первом зале расположены кассы и два входа. Второй дополнительный вход расположен со стороны Ленинградского п-та. Тверской путепровод соединен маленьким мостом со вторым этажом вокзала. Оттуда можно спуститься к кассам. Внутри кассы отделаны серым мрамором.

Из второго зала можно выйти на пл. Тверская Застава. А по эскалатору можно спуститься к поездам. Зал отделан темно-розовым мрамором с фиолетовыми вкраплениями. На стене можно увидеть памятную дату открытия станции. При подъеме на эскалаторе пассажирам открывается обширный вид на вестибюль, благодаря особой архитектуре: в полу станции проделано специальное круглое отверстие. Позже такая техника стала использоваться и для других станций.

По эскалатору можно спуститься в путевой зал. Для его декорирования был использован мрамор сразу нескольких цветов, чтобы избежать давящего ощущения нахождения под землей и создать впечатление более легкой архитектуры. Нефы в подземном помещении разделены между собой, поэтому основную визуальную роль на себя берет центральный зал.

В столбах этого зала находятся специальные ниши с бронзовыми светильниками, что визуально «облегчает» тяжеловесность станции. Пилоны отделаны розовым мрамором, их верхушки украшает лепнина в виде национального белорусского узора.

Ниши отделаны натуральным камнем (ониксом) в различных расцветок: внизу находится темный, контрастный камень, а к верху он становится более нейтральных тонов. Вертикальный ряд отдекорирован бронзовыми рейками, что подчеркивает фактуру камня.

Пол зала изначально был выложен мозаикой со сложным рисунком, однако сейчас он представляет собой сочетание серого и черного мрамора, уложенного в шахматном порядке.

Стены станций сейчас покрыты белым мрамором сверху, а внизу камень имеет черный оттенок. Освещение на станции обеспечивается подвесными светильниками во всех залах.

В центральном зале на черном постаменте можно найти бюст Ленина, выполненный из серого гранита.

Белорусская — кольцевая

Для внутренней отделки станции Белорусская на коричневой ветке также использовались белорусские мотивы: потолок украшает лепнина из национальных узоров, своды отделаны мозаичными панно, отражающими жизнь белорусского народа.

У станции имеется два входа: западный наземный и восточный, который находится под землей. Вход в последний — на ул. Лесной, западный же вестибюль находится недалеко от вокзала, на стыке улиц пл. Тверская Застава и Грузинский Вал. Вход является арочным зданием из трех этажей. Фасад отделан лепниной и мрамором, между дверями расположен фонтан. По фризу вестибюля находятся барельефы.

Интересные факты

Несколько примечательных фактов и историй про станцию:

  • использовалась в качестве бомбоубежища во время ВОВ;

  • кто-то посадил маленького смеющегося человечка на троне на один из барельефов внутри станции, он был впоследствии убран работниками станции;
  • в 2001 году произошел теракт: сработала бомба, заложенная под скамью. Однако тяжесть мрамора сделала последствия не такими катастрофическими, какими они могли быть;
  • станция упоминается в романе Глуховского «Метро 2033».

Ежедневно станция пропускает через себя огромное количество людей: по оценке экспертов более 70 000 человек ежедневно.