Церковь Вознесения Господня в Коломенском

Церковь Вознесения Господня в Коломенском
Производное (цвет) от MOCKBA08 / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)

Расположение

Устремившаяся к небу Церковь Вознесения Господня расположена на одном из возвышающихся над Москвой-рекой берегов, на территории знаменитого музея под открытым небом и заповедника Коломенское.н

Памятник находится в пределах Нагатинского района ЮАО г. Москва, ранее эта территория являлась селом Коломенское в пригородной зоне столицы — резиденцией московских князей и правителей Руси.

Адрес Церкви — проспект Андропова, д. 39.

Туристы, планирующие посещение и осмотр памятника, могут добраться до музея Коломенское, воспользовавшись столичным метрополитеном.

  • Ближайшая станция — «Коломенская», расположенная на зеленой ветке. Далее потребуется пройти около 20 минут по жилым улицам до входа на территорию усадьбы. После этого необходимо следовать указателям, направляющим посетителей в сторону храма.
  • При желании можно выйти со станции «Каширская» на зеленой линии или «Каховская» на бирюзовой. До входа в Коломенское потребуется пройти 300 метров, посетители войдут со стороны дворца Алексея Михайловича. Далее необходимо идти по указателям.

Путешественники на автомобиле могут припарковаться вдоль улицы Андропова, здесь всегда есть свободные места. При планировании поездки важно учитывать загруженность дорог: в этой зоне Москвы часто образуются пробки.

Информация для посетителей

В период туристического сезона(1 апреля — 29 сентября):

  • пн — музей закрыт;
  • вт-пт, вс: 10:00-18:00;
  • сб: 11:00 — 19:00

В период низкого сезона (30 сентября — 31 марта):.

  • пн — музей закрыт;
  • вт-пт, вс: 10:00-18:00.

В воскресные дни и великие церковные праздники на территории приписного храма Георгия Победоносца у Церкви проходят богослужения (в 08:00 и 18:00)

Стоимость билетов:

  • туристам без льгот — 150 руб.;
  • учащимся школ и пенсионерам — 50 руб.;
  • студентам — бесплатно.

Посещение выставки на территории памятника «Тайны Церкви Вознесения» оплачивается дополнительно:

  • туристам без льгот — 100 руб.;
  • учащимся школ и пенсионерам -50 руб.;
  • студентам — бесплатно.

История Церкви

Церковь Вознесения Господня в Коломенском
Kastey / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0)

Церковь Вознесения на территории заповедника Коломенское была возведена в первые десятилетия XVI в. в стиле древнерусского зодчества и является древнейшим шатровым храмом на территории России. Он положил начало развитию на Руси нового направления церковной архитектуры — храмового стиля. Автором проекта выступил итальянский зодчий Пьетро Антонио Солари, известный на Руси как Иван Фрязин и Петрок Малый.

В летописях не сохранилось точной информации по датам закладки и строительства Церкви. Освящение храма произошло осенью 1532, в период правления Василия III. Легенды утверждают, что создание храма связано с рождением сына Великого князя, будущего царя Ивана Грозного. Наследник был поздним ребенком (Василию III было больше 50 лет), поэтому его появление на свет являлось чудом.

Место возведения храма было выбрано не случайно: по преданиям, здесь находился один из чудодейственных источников, исцеляющий от хворей и болезней. Возникновение ключа связано с битвой Георгия Победоносца и Змия: на тех местах оврага, где конь великомученика касался копытами земли, появлялись целебные родники. Церковь, построенная рядом с одним из ключей, должна была символизировать Елеонскую гору — место совершения Вознесения Иисусом Христом.

В советский период церковь не пострадала: вместе с другими храмовыми сооружениями на территории усадьбы она была передана в 1928 году под управление Коломенского музея-заповедника. В 1970-ых годах было начато крупномасштабное археологическое исследование на территории бывшей усадьбы (под руководством Л.А. Беляева). В ходе раскопок обнаружили множество артефактов, связанных с прошлым обликом Церкви, в том числе более 2 тысяч фрагментов деревянной резьбы, используемой для декора храма.

В 2000 г. Церковь была повторно освящена, после чего начались длительные реставрационные работы. Главной причиной масштабной реставрации стали опасения по поводу устойчивости храма, располагающегося на неустойчивом берегу реки: в 1981 и 1987 под церковью сошли два крупных оползня. Здание храма было расколото глубокими осевыми трещинами на 4 блока.

В период с 2001 по 2007 год проходила реставрация храма, в ходе которой были воссозданы уникальный иконостас первой половины XVI века и царские врата. Однако был нанесен серьезный урон внешнему облику здания: перекрытия из дерева над галереями были уничтожены, а расколы в объеме храма заделывались кирпичом, без серьезных исследований. В 2007 году ворота церкви были открыты для посетителей, на ее территории функционирует постоянная выставка.

На протяжении долгих столетий Церковь Вознесения в Коломенском не перестраивалась, наиболее серьезные дополнения ее внутреннего убранства произошли в период царствования Екатерины Великой. Богатая история и сохранившийся первозданный вид значимого для российского храмового зодчества сооружения стали причиной ее внесения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (в 1994 году).

Внутренний и внешний вид

Церковь Вознесения Господня в Коломенском
Производное (цвет) от Юрий Кепа / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)

Внешний облик церкви представлен величественным белокаменным сооружением высотой 62 метра, возведенным на мощной платформе из нескольких галерей и представляющим в плане равноконечный крест. В его архитектуре переплелись традиции итальянского и русского зодчества:

  • пилястры, карнизы и многогранники — традиционные элементы итальянской архитектуры;
  • многочисленные элементы декора храма («кокошники», деревянная резьба и т.д.) взяты из русской культуры.

При создании храма использовался большемерный кирпич, для обеспечения прочности сооружения в подклете церкви заложили кованые железные конструкции, поддерживающие монументальный столп.

Главным украшением храма являются тройные кокошники, символизирующие языки пламени благодатного огня, а также увенчанный позолоченным распятием шатер, представляющий многогранную пирамиду и логичное завершение храма. Грани пирамиды внешне похожи на военные походные шатры времен Древней Руси, что и определило название архитектурного стиля, известного также как «русская готика». До этого все соборы на Руси завершались традиционным куполом.

Шатровый храм церкви представляет композицию из четверика, образующего нижнего основание, и восьмерика, представленного восьмигранным столбом и увенчанного шатром. Переходная часть скрыта тройным рядом «кокошников», позволяющим обеспечить храму особую легкость и воздушность. Силуэт церкви, устремленный в небо, является аллегорией одного из наиболее значимых для христианства события — Вознесения Иисуса Христа к Богу-Отцу.

Нижняя часть церкви опоясана галереями-гульбищами, возведенными на мощных аркадах. Для подъема на них построены крутые лестницы. На протяжении долгого времени галереи были открытыми, а за алтарем располагалось царское место с установленным на нем монументальным троном, под теремной крышей. Оно было сооружено для Алексея Михайловича, который раздавал отсюда милостыню после торжественных богослужений.

Поскольку первоначально церковь предполагалась как летний домовой храм членов княжеской семьи, его внутреннее пространство храма невелико и составляет около 100 кв.м. Использованные во внутреннем убранстве белые оттенки и грамотно расположенные окна позволили достигнуть ощущения простора и легкости, несмотря на ограниченное помещение.

Украшение интерьеров храма было выполнено с изяществом, но без излишков. Первоначальные интерьеры храма, в том числе богатая роспись потолков, до наших дней не сохранились. Первоначально украшающий церковь трябловый иконостас разобрали в период правления Николая I, ему на смену был установлен иконостас, ранее располагавшийся в Кремлевском Вознесенском монастыре. Современный иконостас был восстановлен на основе сохранившихся до начала 2000 года древних икон.