Усадьба Абрамцево

Музей в Усадьбе Абрамцево

Оглавление

Абрамцево – одна из самых знаменитых усадеб Подмосковья. Расположено это бывшее помещичье имение в 60 км к северо-востоку от столицы России и в 20 км от Сергиева Посада – одного из звеньев знаменитого Золотого кольца. Известной усадьба стала в XVIII веке, но настоящую славу приобрела в следующем столетии, когда ее владельцами были потомственный дворянин Сергей Аксаков и чуть позже – купец-меценат Савва Мамонтов. Дважды, при этих хозяевах, Абрамцево превращалось в мекку русской культуры.

Постоянными гостями и лучшими друзьями Аксакова были самые видные писатели, критики, историки, актеры середины XIX века. А в конце этого столетия Савва Мамонтов превратил усадьбу в настоящий художественный и театральный центр, связав ее историю с творчеством таких замечательных художников, как Репин и Васнецов, Поленов и Врубель, Серов и Остроухов, Коровин и Нестеров, других мастеров. Их имена связаны с созданием знаменитого Абрамцевского художественного кружка, заложившего основу модернового неорусского стиля. В усадьбе Абрамцево участники кружка организовали один из первых в стране музеев с экспозициями произведений русского народного искусства, а в устроенных ими абрамцевских мастерских возрождались старинные ремесла – резьба по дереву и производство майолики.

Сегодня в старинных постройках Абрамцева размещены более 25 000 экспонатов. В их число входят произведения декоративно прикладного искусства, живопись, графика, скульптура, любопытнейшие фотографии. Многие архитектурные достопримечательности прячутся в укромных уголках великолепного усадебного парка с его тенистыми узкими дорожками, выводящими к тихим прудам.

Не так давно в Абрамцеве были проведена очередная реконструкция, и сегодня вся территория музея выглядит почти идеально. Осмотреть усадьбу можно самостоятельно или с музейным гидом. Однако этот выбор не распространяется на посещение главного дома Абрамцева. Сюда можно попасть только в составе экскурсионной группы. Это несколько расстраивает туристов, ведь интересных исторических объектов в каждом зале особняка множество, а задержаться возле них возможности нет – «на пятки» наступают очередные экскурсанты.

Как добраться

Добираться до Абрамцево удобно на электричке, отправляющейся с Ярославского вокзала Москвы в направлении Сергиева Посада. Выйти можно на станции Хотьково (отсюда до усадьбы Абрамцево курсируют автобусы и   маршрутки № 55), или на станции Абрамцево, от которой приятно прогуляться до музея по лесной тропе (расстояние – около 1 км).            

История

Усадьба Абрамцево

Первые сведения об Абрамцеве восходят к XVI столетию. Документы за 1580 год свидетельствуют, что местность под названием «Обрамково», упоминаемая вместе с соседней деревушкой Мутовки, принадлежала в то время помещику Волынскому. Какие события происходили в этих краях в период Смутного времени и в эпоху правлении первых Романовых, историкам неведомо. Известно, что в начале XVIII века поместье стало собственностью Федора Ивановича Головина – представителя древней знатной фамилии, внука одного из ближайших сподвижников Петра I, генерал-адмирала Федора Алексеевича Головина. Этому роду усадьба, расположенная на высоком берегу речки Вори, принадлежала около полувека. Говорят, что из Обрамкова в Абрамково это место превратилась благодаря характерному «аканью» москвича Федора Головина. Ощутимого дохода имение хозяевам не приносило, но они очень дорожили приобретением и заботливо его обустраивали, придав усадьбе тот облик, который в общих чертах сохранился до наших дней.

При Федоре Головине здесь был возведен одноэтажный деревянный барский дом. С западной стороны к нему примыкал двор с хозяйственными постройками, за котором обустроили пруды. Северную часть поместья отвели под фруктовый сад, а в восточной локации был разбит парк, через который можно было спуститься к реке, изобилующей щукой, окунем, плотвой и другой рыбой. Разместившаяся в невероятно живописном месте усадьба располагала, кроме рыболовных, охотничьими угодьями, славились здешние места и обилием ягод, грибов.

Головины владели этими землями до 1783 года, после чего усадьба сменила несколько владельцев, пока не перешла на короткий срок к роду Молчановых в самом конце XVIII века. Новые хозяева посчитали название «Абрамково» неблагозвучным и переименовали свое имение в «Абрамцево». При Молчановых господский дом прирос мезонином, а в парке, на спуске к Вори, появились террасы. Пониже, у самой реки, был вырыт зарыбленный пруд, который можно увидеть и сегодня. В 1843 году поместье приобрел Сергей Тимофеевич Аксаков, принадлежавший к старинному небогатому дворянскому роду.

Занимавший государственные посты сначала в Москве, а затем в столичном Санкт-Петербурге, Аксаков, получив отцовское наследство, вышел в отставку. Состояние позволяло купить в Подмосковье имение. Выбор пал на Абрамцево. Еще во время своей службы Сергей Тимофеевич вращался в литературных, театральных кругах Москвы и Петербурга, где и приобрел известность в качестве литературного критика. Его связывала дружба с Николаем Гоголем, Иваном Тургеневым, историком Михаилом Погодиным, актером Михаилом Щепкиным, славянофилами Юрием Самариным, Алексеем Хомяковым, братьями Киреевскими, другими знаменитыми современниками. Приобрев Абрамцево, хлебосольный Аксаков часто приглашал представителей этой блестящей плеяды друзей в гости.

Любитель природы, заядлый рыбак и охотник, Аксаков наслаждался жизнью в своем имении. Здесь особенно ярко проявились его литературные способности, что отобразилось в таких произведениях, как «Записки об уженье рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», в автобиографической повести «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», сказке «Аленький цветочек», популярной по сей день. После смерти Аксакова жизнь в Абрамцеве почти на десятилетие замерла. Но уже в 1870 году усадьбу купил у дочери усопшего миллионер Савва Иванович Мамонтов – видный представитель купечества и меценат. Этого рискового предпринимателя современники прозвали с некоторой долей иронии Саввой Великолепным, по аналогии с флорентийским правителем Лоренцо Медичи – известным покровителем людей искусства. Савва Мамонтов не жалел средств на обустройство обветшавшего Абрамцева. Вскоре усадебный дом был отремонтирован, прирос кухней и людской, расширен был и мезонин. В имении появились ветряная водокачка, новая конюшня, просторные сараи (амбарный и каретный), теплицы и оранжереи – там выращивали клубнику, персики, другие теплолюбивые культуры. По инициативе жены Мамонтова Елизаветы Григорьевны, образованной женщины, разделявшей интересы супруга, вблизи усадьбы возвели больницу и школу для крестьянских детей, больницу. Этот уголок получил название «Культурный поселок».

Савва Мамонтов, живо интересовавшийся изобразительным искусством и еще в студенческие годы тяготевший к богеме, постоянно находился в окружении блестящего общества. В Абрамцеве подолгу гостили художники Илья Репин, Виктор Васнецов и его младший брат Аполлинарий, Валентин Серов, Илья Остроухов, Елена Поленова, Константин Коровин, Михаил Нестеров, Михаил Врубель. Здесь же были написаны многие их шедевры. Творческий союз этих мастеров вошел в историю русского искусства как Абрамцевский (или Мамонтовский) кружок. Участники его не ограничивались созданием великолепных полотен. Илья Репин, Василий и Елена Поленовы, Виктор Васнецов горячо поддержали идею Елизаветы Мамонтовой о создании в Абрамцеве коллекции аутентичных произведений прикладного народного искусства. В оборудованной тут столярно-резчицкой мастерской начали производить великолепные изделия. Руководила мастерской с 1885 по 1892 год Елена Поленова, она же стала автором более сотни эскизов для изготовления декорированной резьбой и росписью мебели, предметов интерьера. В 1890 году в «Культурном поселке» открылась еще и гончарная мастерская, где под художественным руководством Михаила Врубеля создавались прекрасные керамические изделия. Абрамцевская продукция имела большой спрос в Москве, Санкт-Петербурге, была увенчана премиями на престижных выставках, включая Всемирную выставку в Париже (1900 год).

В Абрамцеве процветала давняя традиция домашних спектаклей. Часто сам Савва Мамонтов примерял роль режиссера и драматурга, артистом мог стать любой желающий, а декорации и эскизы к костюмам поручали делать Васнецову, Поленову и другим именитым художникам.

В 1899 году Мамонтова арестовали, обвинив в финансовых махинациях. Вскоре его оправдал суд присяжных, но разорения предпринимателю избежать не удалось. Абрамцево его семье удалось спасти лишь благодаря тому, что эта недвижимость была заблаговременно переписана на жену главы семейства. Последней хозяйкой усадьбы стала дочь Мамонтовых – Александра. Она же была первой хранительницей музея-усадьбы «Абрамцево», организованного Наркомпросом в 1918 году на месте национализированного помещичьего имения.

В 1932 году власти музей закрыли, а на территории усадьбы организовали дом отдыха для деятелей искусств. Спустя 5 лет его преобразовали в здравницу для работников системы образования. В военные годы в Абрамцеве размещался госпиталь, при этом все хранившиеся здесь ценности были заранее вывезены в Загорский музей. Вернулись они в родные стены в конце 40-х, когда усадьба вновь получила статус музея. Правда, часть земель была отдана санаторию Академии наук. В 1977 году музею возвратили всю

территорию усадьбы, тогда же он получил актуальное и сегодня название – Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево».

Мастерская Абрамцево
Мастерская. Фото Andrey Sapronov / CC BY (https://creativecommons.org/licenses/by/3.0)

Центральная часть усадьбы

Дорога, проложенная от железнодорожной станции к усадьбе Абрамцево, ведет туристов через живописный лес. Она выводит к главному входу, рядом с которым находится касса. Повернув направо, посетители оказываются подле знаменитого «дома с мезонином», здания, самого почтенного возраста в этом комплексе. Перед вами – один из немногих сохранившихся в Подмосковье памятников русского деревянного зодчества. Дом имеет три входа. Через парадный портал, ранее предназначенный для хозяев и гостей, сегодня проходят экскурсанты. Отдельный вход предназначался для прислуги. С противоположной стороны здания в дом можно было проследовать через обширную террасу с видом на парк и реку Ворю. Некогда здесь устраивались полуденные чаепития.

Вид на Верею. Фото Andrey Sapronov / CC BY (https://creativecommons.org/licenses/by/3.0)

В силуэте неоднократно перестроенного дома до сих пор угадывается его первоначальный облик, а в интерьерах помещений воссоздана обстановка XVIII века. В экспозиции, посвященной семье Аксаковых и ее блестящему окружению, представлены картины, антикварная мебель, книги того периода. В отдельных комнатах, размещены экспонаты, отображающие эпоху Абрамцевского кружка. В доме вы увидите прекрасные портреты членов семьи Аксаковых и Мамонтовых, созданные гостившими здесь знаменитыми художниками. В галереях размещены принадлежащие кисти именитых творцов пейзажи Абрамцева, эскизы картин, этюды.

Рядом с усадебным домом расположены старинные бревенчатые постройки бывшей людской, возведенные в 1870-х годах. Теперь в этом помещении работают сувенирная лавка и экскурсионное бюро. В бывшей кухне представлена коллекция произведений русского народного искусства, собранная энергичными участниками Абрамцевского кружка. В первом зале хранятся образцы деревянной фасадной резьбы. Здесь искусным мастерством выделяется подкарнизная доска с затейливым растительным орнаментом из дома в соседней деревне Репихово. Говорят, раритет гостившие в Абрамцеве Илья Репин и Василий Поленов выменяли у хозяина дома на новую доску без резьбы. Считается, что именно этот уникальный предмет стал первым экспонатом созданного Абрамцевским кружком музея и стал предтечей многих изделий, созданных в столярно-резчицкой мастерской. В коллекции представлены также украшенная резьбой и расписанная вручную мебель, предметы крестьянского обихода: любопытные солонки, кухонные доски, ковшики, прялки, куколки из дерева, сундук, где хранилось приданое.

В этой же локации находится скамья Врубеля – интересный арт-объект начала ХХ века, а также мастерская, построенная в 1873 году по проекту архитектора Виктора Гартмана, представляющая собой образец популярного в то время «русского стиля», одного из течений архитектурной эклектики. Это единственное из дошедших до наших дней деревянное сооружение авторства Гартмана. В мастерской можно увидеть две изразцовые печи, созданные по эскизам Врубеля, их доставили сюда из московского дома Мамонтовых. Также здесь демонстрируются изделия из абрамцевской керамической мастерской, картины, эскизы. Экстерьер дома украшает резной орнамент, заимствованный Гартманом из народной вышивки.

Парк

Усадьба Абрамцево Баня-Теремок
Баня-теремок. Производное (цвет) от Andrey Sapronov / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)

Любопытные достопримечательности можно осмотреть в верхней части абрамцевского парка. Среди них – баня-теремок, созданная в 1878 году по проекту Ивана Ропета в традициях древнерусских зодчих. Домик, использовавшийся при Мамонтовых как гостевой, был построен на месте обветшавшей аксаковской бани, потому и получил такое название. Его интерьеры повторяют убранство богатой русской избы. Здесь можно увидеть настоящую русскую печь, украшенную языческими символами, расшитые полотенца, подаренные музею потомками Мамонтовых, подлинные изделия абрамцевской столярно-резчицкой мастерской.

К югу от бани-теремка, в бывшем лечебном корпусе санатория, выстроенном в 1938 году, расположилась экспозиция «Русские художники ХХ века в Абрамцеве». Тут представлены картины и скульптуры художников, творивших с начала 20-годов минувшего столетия.

В верхнем парке находится также сказочного вида Избушка на курьих ножках, созданная по проекту Виктора Васнецова в 1883 году. В ту пору срубленный из толстых бревен домик-беседку, увенчанную резной головой коня, окружал дремучий лес, и это создавало впечатление, что здесь и вправду живет Баба-Яга. Под кровлей раскинули крылья сова и летучие мыши – изображения этих крылатых хищников в дальнейшем стали популярными декоративными элементами в русском модерне.

Избушка на курьих ножках
Избушка на курьих ножках. Фото A.Savin (Wikimedia Commons · WikiPhotoSpace) / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)

Неподалеку от Избушки расположена церковь Спаса Нерукотворного, возведенная в 1882 году. Савва Мамонтов решил построить ее в усадебном парке после того, как в 1880-м река Воря разлилась, и ни обитатели усадьбы, ни крестьяне из соседних деревень не могли добраться до ближайших церквей. В конкурсе на лучший проект храма основное соревнование развернулось между Виктором Васнецовым и Василием Поленовым. Победил проект первого, но при строительстве церкви были учтены и идеи Поленова. В результате появилось сооружение, которое называют предтечей русского модерна. В облике причудливо соединились элементы различных школ средневекового русского зодчества. Над интерьерами церкви работали многие представители Абрамцевского кружка: образ Спаса Нерукотворного над порталом – прекрасная работа Поленова, печь сложена согласно эскизам Врубеля, барельеф Иоанна Крестителя – подарок от скульптора Антокольского. Образы в иконостасе, выполненные в реалистической манере, принадлежат кисти Репина, Васнецова, Неврева, Поленова. По эскизам Васнецова выполнен и великолепный мозаичный пол с датами строительства храма.

Чуть южнее церкви находится Поленовская дача (или Поленовский дом). В этом миниатюрном деревянном строении с двумя комнатками некоторое время жили Василий Поленов и Наталья Якунчикова, обвенчавшиеся в только построенном в храме. Здесь же часто ставились домашние спектакли. Сегодня тут проводятся передвижные выставки.

Прогуливаясь по парку, можно выйти к прудам, расположенным в нижней и верхней его частях. Уникальной природной достопримечательностью парка является 250-летний черешчатый дуб. Его возраст может показаться не слишком почтенным, но для деревьев этого региона он весьма солидный. 

Абрамцевский дуб – старейший из всех обследованных учеными деревьев на территории Москвы и области. В 2018 году он получил почетный статус Российского дерева года, а спустя год занял второе место в международном конкурсе «Европейское древо». В нижней части парка сохранились очень старые вязы и туи.

Практическая информация

Усадьба Абрамцево принимает гостей ежедневно с 10:00 до 18:00, кроме выходных – понедельника и вторника. По субботам ее двери закрываются в 20:00. В летнее время по понедельникам и вторникам доступен вход в парк и осмотр экспонатов временных выставок. Кассы прекращают работу за 30 минут до закрытия экспозиций.

Цены

Церковь Спаса Нерукотворного Образа
Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Фото A.Savin (Wikimedia Commons · WikiPhotoSpace) / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)

Стоимость входного билета в усадьбу Абрамцево – 60 рублей. Заплатив эту сумму, можно просто прогуляться по парку. Посещение главного усадебного дома в составе экскурсионной группы обойдется в 300 рублей (для посетителей младше 16 лет – 150 рублей). За осмотр выставок в мастерской и на Поленовской даче заплатить придется по 200 рублей. Познакомиться с экспозициями, расположившимися в кухне, Бане-теремке, здании бывшего санатория можно за 70, 80 и 200 рублей  соответственно. За вход в церковь Спаса Нерукотворного назначена цена в 90 рублей.

Комплексный билет, включающий в себя самостоятельный осмотр всех экспозиций, кроме тех, что расположены в главном доме, обойдется в 500 рублей. 

Сувениры

Во флигеле «Людская» находится сувенирный магазин. Здесь продаются иллюстрированные издания авторства Саввы Мамонтова, участников Абрамцевского художественного кружка, книги по искусству. Их стоимость – от 80 до 150 рублей. За 150 рублей также можно купить путеводитель по усадьбе Абрамцево. От 250 рублей предлагаются репродукции картин знаменитых гостей Абрамцева.               

В магазине можно приобрести магнитики с логотипами усадьбы, декоративную посуду, изделия, созданные в технике традиционной абрамцево-кудринской резьбы.

Усадьбы Москвы

Усадьба Кусково

Усадьба Кусково

Посетите дворцово-парковый комплекс Кусково в Москве – роскошную резиденцию графов Шереметевых. Здесь сохранились замечательные постройки XVIII столетия.

Читать полностью »