Картина Сикстинская Мадонна
- Автор: Санти Рафаэль
- Год написания: 1514
- Где хранится: художественная галерея, Дрезден
- Размеры: 265х196 см
- Жанр: христианское искусство
Известный художник Возрождения Рафаэль написал картину, вызывающую целую гамму чувств, неподдельный интерес к алтарному образу Мадонны с ребенком на руках. При первом взгляде на полотно, кажется, что сейчас женщина сделает шаг навстречу.
Работа выполнена больше полувека назад, но техника написания настолько профессиональна, что воспринимается как трехмерная графика.
Описание
Фоном этого шедевра служат облака, которые представляют собой лики ангелов. Богородица решительно шагает по белому облаку, прижимая к себе младенца. Ощущение ее движения передается колыханием складок платья.
В композиции показана небесная сцена гармоничных отношений трех основных фигур – Девы Марии, Святой Варвары и Святого Сикста. На это указывает сбалансированное расположение трио, их объединение позами и жестами.
Троица изображена в воображаемом пространстве, в обрамлении темно-зеленых занавесей.
В невероятном внутреннем диалоге пребывает цветовая гамма, использованная живописцем. Платье Богоматери выполнено в традиционных красно-синих цветах, и органично перекликается с одеждой других фигур, изображенных на холсте.
После созерцания образа Богоматери, взгляд невольно перемещается к Святому Сиксту. Он простирает руку к зрителю, словно приглашая в композицию. Непроизвольно созерцатель опять направляет взор к фигуре Мадонны.
Далее включается восприятие похожей цветовой палитры, и взор перемещается к образу святой Варвары. Ее направленный вниз взгляд приглашает посмотреть на двух милых ангелочков, выглядывающих из-за мраморного парапета.
Картина насыщена светом и воздухом, свободой и легкостью, что придает моменту торжественности. Композиция наполнена особым смыслом – связью небесного и земного, их диалогом и моментом божественного явления.
История создания шедевра
Рафаэль получил заказ от Папы Юлия II для украшения капеллы лавры Св. Сикста в 1512 году.
Художник переехал в дальнюю провинцию, и немедленно приступил к работе. Мастер словно чувствовал, что именно это полотно станет вершиной его творчества.
По мнению современников живописца, Рафаэль в тот период переживал личную драму. Возможно, это и стало причиной того, что Мадонна изображена печальной.
В ее взгляде читается покорность и волнение, вызванные неизбежностью трагической доли ее сына.
Ходили слухи и об образе Богоматери. Мадонна изображена босой, под простым покрывалом, без ореола святости. Дитя она держит как женщина-крестьянка. Однако отсутствие атрибутов божественности не мешает другим персонажам картины преклоняться перед светлым образом матери.
По одной из легенд, прообразом Мадонны стала натурщица, любимая женщина художника – Форнарина.
Однако в одном из писем своему другу Рафаэль признался, что этот образ не написан из одного человека, а является собирательным.
Живописцу удалось соединить в полотне качества высокого религиозного идеала с человечностью, и при этом не утратить простоту композиции.