Биография Анри Матисса
В историю развития мировой художественной культуры французский живописец Анри Матисс вошел как лидер фовизма – нового течения авангардного искусства, которое отличается «диким» характером. Каждая работа художника – это простая техника, яркая палитра, экспрессия и неординарность.
Детские годы и юность
В семье французского купца, в 1869 году, в Ле-Като-Камбрези, родился мальчик. По давней традиции наследник должен продолжить дело отца. К будущему отпрыска готовили основательно –сначала школа, потом лицей.
Однако в характере Анри не было коммерческой жилки. Как оказалось, гены матери были сильнее — она увлекалась росписью керамических поделок, и с детства приучала к этому Анри.
Юноша, вопреки воле отца, поступил в юридическую школу в Париже. После учебы стал работать клерком.
Дальнейшую жизнь Анри решил случай. Молодому человеку сделали операцию. Чтобы он не скучал во время восстановления, мама принесла ему принадлежности для рисования.
Матисс стал с восторгом рисовать красочные открытки. Именно теперь он понял, что свою жизнь хочет посвятить искусству.
Живопись
С первого раза в Школу изящных искусств Анри поступить не удалось. Он постигал азы рисования у других мастеров. Но в 1895 году юноша попал в мастерскую художника-символиста Гюстава Моро.
Начинающий живописец изучал современное искусство, но привлекало его и японское направление. Мастер отправлял Анри в Лувр, где он мог копировать картины, подражая стилям классиков живописи.
Моро научил Матисса «мечтать о цвете». Возможно, поэтому в своем творчестве Анри постоянно искал подходящие оттенки, способные передать весь спектр эмоций. В дальнейшем художник подбирал цвета, руководствуясь не научной теорией, а опытом, наблюдением и чувством.
Однако юному художнику стало скучно изучать классику. Тогда он обратил внимание на творчество импрессиониста Ван Гога. Но Анри стал писать картины по-своему, вырабатывая собственный стиль. Вскоре в художественных салонах стали выставляться полотна начинающего живописца, а профессиональная выставка получила высокую оценку ценителей искусства.
Фовизм в живописи
Затем Анри с единомышленниками создал новый стиль – фовизм. После представления первых работ на молодых живописцев обрушился град критики. Ведь они пренебрегли всеми традициями и нормами изобразительного искусства, за что были названы «дикарями».
Однако полотна Матисса успешно раскупались, а сам художник приобрел популярность.
Анри познакомился с Пабло Пикассо. Это знакомство с годами переросло в многолетнюю дружбу двух творческих личностей.
Новые направления в творчестве
Матисс отправился в путешествие в восточные страны, в Африку, затем Америку и Европу. Неизгладимые впечатления от поездок сказались и на творчестве мастера.
Полотна стали наполняться новыми элементами – особенной глубиной, утонченностью, единством с природой. При этом приметы фовинизма постепенно исчезали.
Матисс стал осваивать новые художественные направления – создание литографии, изготовление гравюр на дереве и керамике.
В 1941 году у Матисса обнаружили онкологию – рак желудка. Анри с трудом самостоятельно передвигался после операции. Писать картины было сложно. Тогда этот творческий человек придумал новое направление в искусстве — технику декупажа. Он составлял картины из обрывков цветной бумаги.
Последний проект
Финальным проектом великого живописца стало художественного оформление интерьера женского монастыря. Именно эту работу Матисс считал знаком судьбы, а еще – лучшим трудом в своей многочисленной копилке.
Личная жизнь
Анри первый раз стал отцом в 25-летнем возрасте. Натурщица Каролина родила от художника дочь Маргариту. Но женился Матисс на другой женщине – Амели Парейр. У супругов родились сыновья-погодки Жан и Пьер. В семье воспитывалась и внебрачная дочь художника.
Последней музой живописца стала эмигрантка Лидия Делекторская. Вначале барышня служила горничной, затем стала моделью.
Анри Матисса не стало в 1954 году. В мировой копилке художественных шедевров навеки остались его полотна «Радость жизни», «Открытое окно», «Зеленая полоса», «Танец», «Женщина в шляпе».