История Павлодара
Павлодару, городу на берегу Иртыша в северо-восточной части Казахстана, более 300 лет. В статье мы расскажем о том, как развивался город, и поделимся интересными фактами.
Становление города
В средние века недалеко от места расположения современного Павлодара находился тюркский город Имакия, столица Кимакского каганата. Он прекратил свое существование задолго до того, как русские в XVI веке начали осваивать Сибирь.
Город, основанный сначала как форпост для защиты русских переселенцев — соледобытчиков, постепенно превратился в купеческий сибирский город. Освоение расположенных неподалеку месторождений угля в Экибастузе и постройка железной дороги ускорили развитие города. Хотя дальнейшая судьба Павлодара была связана в основном с развитием промышленности, в городе сохранилось много памятных мест, представляющих интерес для путешественников.
Ключевые события:
- В 1716 году на берегу Иртыша заложена Ямышевская крепость.
- В 1720 год указом Петра I построен Коряковский форт. Этот год считается годом основания города.
- В 1838 году форпост преобразован в станицу Коряковскую.
- В 1861 году поселение получает статус уездного города, который называют в честь Павла, сына Александра II.
- Отстроившись после пожара в 1901 году, Павлодар стал крупным торговым центром на Иртыше.
- С 1938 год – областной центр Казахской АССР.
С 1991 года – областной центр Республики Казахстан.
Купеческий город
Развитию торговли способствовало выгодное расположение станицы Коряковской на берегу судоходной реки. Ее жители занимались соляным промыслом, торговали скотом, кожами и с/х продукцией. В находящихся рядом рудниках добывали каменный уголь, серебро и медь.
Активную роль в жизни города начинает играть купеческое сословие. С их подачи подан запрос на изменение статуса казачьей станицы. Застройка «уездного города» сохранилась в южной части современного Павлодара.
Трамвайная столица
Городская планировка, принятая еще в дореволюционный период – прямоугольные кварталы и протяженные прямые улицы, способствовала развитию рельсового транспорта. Трамвайная сеть, проложенная в 1965 году в Павлодаре – одна из главных достопримечательностей Казахстана.
В составе России
В начале XIX века город в основном населяли казаки, татары, киргизы и евреи, причем преобладали казаки. В 90-х годах XIX века развитие горнодобывающей промышленности послужило причиной массового переселения в Павлодар крестьян из центральных районов России.
- Для верующих открыты 3 православные церкви и мечеть.
- В городе работают женская и мужская приходские училища, частные татарские и киргизские школы.
При советской власти
Советская власть в Павлодаре установилась в феврале 1918 года. В 20-е годы XX столетия в городе построены:
- Мечеть к 1000-летию принятия Ислама.
- Ж/д вокзал.
Город стал областным центром. Освоение целины в 50-х годах XX века привело к бурному развитию Павлодара – закладываются новые заводы, возведены панельные «многоэтажки». До начала «перестройки» население города на 90% состояло из русских, значительная часть которых уехала из Павлодара после распада СССР.
В настоящее время
С началом перестройки спад производства привел к нарастанию социальных проблем в городе, но в 2000 годы ситуация улучшилась. В настоящее время это благоустроенный областной центр Республики Казахстан с аэропортом и вокзалами – железнодорожным, автобусным, речным.
Несмотря на то, что город является одним из крупнейших промышленных центров Республики Казахстан, влияние промзоны на центральную часть города практически не ощущается. В жилой части города хорошо сохранились постройки купеческого и позднесоветского периода.