История Савеловского вокзала

Савеловский вокзал в 90-е
Савеловский вокзал в 90-е

В Москве насчитывается целых десять железнодорожных вокзалов. Один из них — Савеловский. Он используется только для пригородных электричек, однако это не уменьшает его значимость и не делает его историю возникновения менее интересной.

История возникновения

Савеловский вокзал
Старое здание Савеловского вокзала (pastvu.com)

У каждого архитектурного сооружения есть своя предыстория, даже у их названий. Построение нового железнодорожного вокзала являлось инициативой Саввы Ивановича Мамонтова, Председателя Правления общества Московско-Ярославской железной дороги. В 1897 году Мамонтов получил разрешение на возведение железной дороги и строительство вокзала от Николая II.

Портрет Саввы Мамонтова
Портрет Саввы Мамонтова

Полагалось, что к 1899 году вокзал уже будет достроен, однако возникало множество финансовых и административных проблем, которые тормозили процесс. Рабочие успели возвести дорогу до села Савелово, однако для того, чтобы сесть в вагон Савеловского направления пассажирам приходилось делать пересадки.

Полагалось, что к 1899 году вокзал уже будет достроен, однако возникало множество финансовых и административных проблем, которые тормозили процесс. Рабочие успели возвести дорогу до села Савелово, однако для того, чтобы сесть в вагон Савеловского направления пассажирам приходилось делать пересадки.

Савеловский вокзал старое фото
Старое здание Савеловского вокзала (pastvu.com)

К 1900 году строительство возобновилось. Руководство было передано Александру Сумарокову, который также считается автором проекта. Вокзал представлял собой одноэтажную конструкцию без декоративных элементов и композиций. Оно выглядело достаточно скромно, а двухэтажной была только центральная часть вокзала: здесь располагались служебные квартиры.

В марте 1902 года совершилось торжественное открытие Савеловского вокзала, в ходе которого станцию освятила церковь, а затем гости могли угоститься шампанским в первом классе.

Советская реконструкция

Савеловский вокзал, 90-е
Савеловский вокзал в 90-е (pastvu.com)

Популярность Савеловского вокзала постепенно возрастала, особенно после открытия сквозного движения на Белорусский вокзал. Конструкции стало не хватать для большого количества людей, поэтому вокзал запланировали реконструировать.

Привычный для нас экстерьер Савеловского вокзала был разработан в советское время. Реконструкция началась в 1987 году, но при этом движение по железнодорожным путям продолжалось. Руководителем проекта по реконструкции был Яков Шамрай. Реконструкция завершилась в 1992 году. Благодаря ей помещения Савеловского вокзала стали в два с половиной раза больше, а само сооружение превратилось из одноэтажного в двухэтажное. В изначальном плане также не было центрального входа, большого арочного окна и часов.

Савеловский вокзал

К 2005 году с Савеловским вокзалом также произошли архитектурные изменения. Была построена еще одна платформа, оборудованы турникеты, и фасад был перекрашен с зеленого в светло-коричневый.

Архитектурные решения и стиль вокзала

Савеловский вокзал

Савеловский вокзал выполнен не в едином архитектурном стиле. Такое явление было распространено в конце 19 — начале 20 веков и называлось эклектикой — смешением стилей. В планировке можно увидеть легкий модерн и классицизм, поэтому здание не выглядит чересчур декоративным.

Вокзал имеет прямоугольную симметричную форму, что является еще одним признаком классицизма. Для украшения фасада были применены пилястры, которые разделяют прямоугольные окна.

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x