История Балтийского вокзала
История Балтийского вокзала отражает не только архитектуру и стиль строения, но и такой интересный период Российской империи, как 19 век. Его история тесно связана с революционными событиями и крупными катастрофами. Он располагается на набережной Обводного канала, 120, и является одной из достопримечательностей города.
История сооружения
Одним из самых масштабных событий того времени являлась Крымская война 1853-1856 года. Это было тяжелым периодом для империи, однако это не помешало двум баронам — Евгению фон Фелейзену и Александру фон Штиглицу планировать строительство железной дороги. Государство не имело средств на возведение новых железнодорожных путей, поэтому Балтийский вокзал являлся частным и был построен на собственные деньги баронов.
Полагалось, что дорога будет использоваться скорее для комфортных и недолгих поездок из императорской резиденции — Петергофа в Санкт-Петербург. В качестве архитектора был выбран Александр Кракау, а архитектурным примером послужил Восточный вокзал в Париже. Кракау удалось переиграть план вокзала в Париже, поэтому проект Балтийского вокзала представлял собой сооружение с двумя симметричными башнями и арками.
Строительство Балтийского вокзала было завершено в 1857 году. До 1917 года вокзал использовался в мирных целях, а его железные пути соединяли с другими областями. Во время Октябрьской революции вокзал стал местом столкновения Красной армии и Временного правительства. Он также пережил Великую Отечественную войну и блокаду Ленинграда.
Архитектурные решения и стиль вокзала
Первоначальная версия Балтийского вокзала до сих пор украшает город, несмотря на модернизацию в советский период. Вокзал был построен в стиле неоренессанса, поэтому внешне он напоминает характерное для эпохи Возрождения сооружение. Он воплощает строгость и сдержанность, но при этом его фасад имеет такие декоративные элементы, как пилястры и арки.
Предыдущие названия
Так как изначально Балтийский вокзал рассматривался для путешествий из Петрогофа в Санкт-Петербург, он назывался «Петергофским». Со временем железная дорога была соединена с другими населенными пунктами, в том числе и с Ревелем — столицей Эстонии. После этого Петергофский вокзал стал называться «Балтийским».
Реконструкция Балтийского вокзала
Несмотря на ремонтные работы, Балтийский вокзал спустя более чем 150 лет отражает красоту архитектуры 19 века. Реконструкция 1932 года сохранила вокзалу западно-европейский стиль, однако некоторые изменения все же были. Из под купола были убраны железнодорожные пути, а на месте перронов был оборудован большой пассажирский зал. В ходе изменений также были закрыты боковые выходы.
Помимо внешних изменений вокзалу была необходима модернизация. В 1921 году в России началась электрификация, которая также касалась и железнодорожной системы. В 1933 году с Балтийского вокзала ушла первая электричка.
В связи с появлением метро, в 1955 году к левому крылу Балтийского вокзала был пристроен Балтийский метрополитен. Это изменение являлось более существенным для всего облика вокзала, так как постройка не была уже симметричной.